Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичевой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре В.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 мая 2021 года административное дело N2а-695/2020 по апелляционной жалобе Ц.М.Г. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Ц.М.Г. к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, бездействия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Ц.М.Г. - Патрикей Т.Н, действующей на основании доверенности от 20 декабря 2019 года сроком на три года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ц.М.Г. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в непредоставлении информации по вопросам, касающимся состояния и охраны окружающей среды в части надлежащего исполнения Государственных контрактов Санкт-Петербурга N... от 16 февраля 2018 года, N... от 19 декабря 2018 года, N... от 21 декабря 2018 года, соответствия оказанных услуг условиям технического задания и нормативным документам в сфере обращения с отходами.
В качестве восстановления нарушено права Ц.М.Г. просила обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга предоставить полную и достоверную информацию по существу запрашиваемых сведений в заявлении от 30 октября 2019 года (л.д. 7-12 том 1).
В обоснование заявленных требований Ц.М.Г. указала, что 30 октября 2019 года обратилась в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила представить информацию: о привлечении соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению обязательств по Государственным контрактам Санкт-Петербурга N... от 16 февраля 2018 года, N... от 19 декабря 2018 года, N... от 21 декабря 2018 года по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению принятых опасных отходов I - IV классов опасности; о расходовании бюджетных денежных средств согласно Актам на основании Государственных контрактов Санкт-Петербурга N... от 16 февраля 2018 года, N... от 19 декабря 2018 года, N... от 21 декабря 2018 года, а именно - технические отчеты об оказании услуг; по объему и учету отдельно по каждому виду собранных опасных отходов, образованных населением Санкт-Петербурга с 2018 по 2019 год (по каждому экомобилю и адресам установки специализированных контейнеров); данные по обезвреживанию опасных отходов или утилизации на предприятии; данные, подтверждающие обработку, утилизацию, обезвреживание опасных отходов; данные, подтверждающие размещение не подлежащих обезвреживанию или утилизации опасных отходов; данные об утилизации, обезвреживании и размещении отходов, осуществляющих иными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; данные по информационному обеспечению населения о состоянии обращения с опасными отходами, экологическому просвещению, в том числе информацию о распространении листовок и расклейки (адресное размещение) плакатов о сборе опасных отходов; информацию по жалобам и предложениям, поступающих от населения, в том числе по качеству оказания услуг; информацию о мерах, принятых для устранения соответствующих недостатков, дефектов; данные о транспортировании малогабаритных батареек и аккумуляторов до места утилизации; данные о повторном
использовании извлеченных из малогабаритных батареек и аккумуляторов компонентов для повторного использования; данные, подтверждающие размещение отходов, образовавшихся в процессе утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов; фотоматериалы, подтверждающие оказание услуг по утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов, отражающих все этапы процесса утилизации отходов; информацию о стоимости фактически оказанных услуг ООО " "... "" и расходовании денежных средств в соответствии с условиями государственного контракта. 26 ноября 2019 года за подписью заместителя председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга П.К.А. дан ответ N... в котором, по мнению административного истца, перечислены лишь исходные данные, указанные в Государственных контрактах: единиц экомобилей и экобоксов, перечень принимаемых опасных отходов и адресов установки специализированных экологических контейнеров и осуществления стоянок мобильных пунктов приема опасных отходов. Как полагает административный истец ни на один поставленный в заявлении вопрос ответы получены не были, своим бездействием административный ответчик непосредственно нарушает её право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей вреде, на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране (л.д. 7-12 том 1).
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований Ц.М.Г. отказано (л.д. 72-82 том 2).
В апелляционной жалобе Ц.М.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 89-96 том 2).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец, представитель административного ответчика Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью " "... "", о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец - телефонограммой и СМС - сообщением; представитель административного ответчика Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга - по электронной почте, представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью " "... "" - по электронной почте и заказным письмом с уведомлением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец, представитель административного ответчика Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Экологический Сервис - Санкт-Петербурга" об отложении дела не просили и документы об уважительной причине неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, подержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
30 октября 2019 года Ц.М.Г. обратилась в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила представить:
- информацию о привлечении соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению обязательств по Государственным контрактам Санкт-Петербурга N... от 16 февраля 2018 года, N... от 19 декабря 2018 года, N... от 21 декабря 2018 года по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению принятых опасных отходов I - IV классов опасности;
-информацию о расходовании бюджетных денежных средств согласно Актам на основании Государственных контракта Санкт-Петербурга N... от 16 февраля 2018 года, N... от 19 декабря 2018 года, N... от 21 декабря 2018 года, а именно - технические отчеты об оказании услуг;
-информацию по объему и учету отдельно по каждому виду собранных опасных отходов, образованных населением Санкт-Петербурга с 2018 по 2019 год (по каждому экомобилю и адресам установки специализированных контейнеров);
-данные по обезвреживанию опасных отходов или утилизации на предприятии;
-данные, подтверждающие обработку, утилизацию, обезвреживание опасных отходов;
-данные, подтверждающие размещение не подлежащих обезвреживанию или утилизации опасных отходов;
-данные об утилизации, обезвреживании и размещении отходов, осуществляющих иными организациями, имеющем лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
-данные по информационному обеспечению населения о состоянии обращения с опасными отходами, экологическому просвещению, в том числе информацию о распространении листовок и расклейки (адресное размещение) плакатов о сборе опасных отходов;
-информацию по жалобам и предложениям, поступающих от населения, в том числе по качеству оказания услуг;
-информацию о мерах, принятых для устранения соответствующих недостатков, дефектов;
-данные о транспортировании малогабаритных батареек и аккумуляторов до места утилизации;
-данные о повторном использовании извлеченных из малогабаритных батареек и аккумуляторов компонентов для повторного использования; данные, подтверждающие размещение отходов, образовавшихся в процессе утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов;
-фотоматериалы, подтверждающие оказание услуг по утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов, отражающих все этапы процесса утилизации отходов;
-информацию о стоимости фактически оказанных услуг ООО " "... "" и расходовании денежных средств в соответствии с условиями государственного контракта (л.д. 17-19 том 2).
26 ноября 2019 года Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга сообщил Ц.М.Г, что 30 января 2018 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая возложена на выбранного регионального оператора. Поэтапная организация раздельного сбора твердых коммунальных расходов населения будет осуществляться в рамках заключенных договоров Регионального оператора с управляющими организациями в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года N89 "Об отходах производства и потребления" в сроки, указанные в Соглашении. Также в ответе указано, что на обеспечение функционирования системы сбора опасных отходов из состава твердых коммунальных отходов Комитетом заключен Государственный контракт от 19 декабря 2018 года N... и Государственный контракт от 21 декабря 2018 года N... с ООО " "... "", которым предусмотрено:
-осуществление функционирования не менее 7 мобильных пунктов приема опасных отходов от населения (экомобилей), -установка и обслуживание 407 специализированных контейнеров пункта приема опасных отходов от населения (экобоксов), -сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение принятых опасных отходов, -информирование населения Санкт-Петербурга об осуществляемой деятельности в рамках экологического просвещения.
Также Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга сообщил, что в за период 2018-2019 годы было увеличено количество экомобилей до 381 единицы, экобоксов до 407 единиц, с адресами установки которых заявительница может ознакомиться на специализированном сайтах, адрес которых указаны в ответе. Информация о закупках товаров и услуг для нужд Санкт-Петербурга, осуществляемых органами государственной власти, размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте, адрес которого также указан в ответе (л.д. 13-14 том 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что законные права и интересы административного истца не нарушаются, поскольку бездействия государственного органа не имеется; доказательств того, что было нарушено право административного истица на информирование не предоставлено; в настоящее время отсутствует обязанность Комитета по благоустрйоства Санкт-Петербурга по представлению запрашиваемой истицей информации: "по объему и учету отдельно по каждому виду собранных опасных отходов с 2018 по 2019 годы (по каждому экомобилю и адресам установки специализированных контейнеров), данных по обезвреживанию опасных отходов или утилизации на предприятии, данных, подтверждающих обработку, утилизацию, обезвреживание опасных отходов, данных об утилизации, обезвреживании и размещении отходов, осуществляемых иными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении отходов I-IV классов опасности, данных по информационному обеспечению населения о состоянии обращения с опасными отходами, экологическому просвещению, информации по жалобам и предложениям, поступающим от населения, в том числе по качеству оказания услуг, информацию о мерах, принятых для устранения соответствующих недостатков, дефектов, данных о транспортировании малогабаритных батареек и аккумуляторов до места утилизации, данных о повторном использовании извлеченных из малогабаритных батареек и аккумуляторных компонентов для повторного использования, данных, подтверждающих оказание услуг по утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов, фотоматериалов, подтверждающих оказание услуг по утилизации малогабаритных батареек и аккумуляторов, отражающих все этапы процесса утилизации".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2010 года N 836 (ред. от 07 октября 2020 года) "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства", Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга; Комитет обеспечивает проведение государственной политики и осуществляет государственное управление в области благоустройства, обращения с отходами производства и потребления, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в этой области.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
При этом, на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года "59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу пункта 3.23 Положения к полномочиям Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга относится обеспечение рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также организация приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к Компетенции Комитета, принятие необходимых мер по результатам их рассмотрения.
Таким образом, рассмотрение обращения Ц.М.Г. по вопросам благоустройства и обращения с отходами находится в компетенции Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
В пунктах 61 и 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Оценивая доводы административного иска и апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с доводами жалобы, что ответ от 26 ноября 2019 года не содержит информации, о получении которой просила административный истец, то есть обращение не было рассмотрено административным ответчиком по существу поставленных вопросов.
Вывод суда первой инстанции о том, что на некоторые вопросы административный ответчик в силу своей компетенции вправе был не давать ответ, противоречит пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, пункту 3 статьи 5 названного Федерального закона, согласно которой гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов и части 3 статьи 8 указанного Федерального закона, согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Не предоставляя административному истцу информацию на поставленные в её обращении от 30 октября 2019 года вопросы, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга не ссылался на то, что вопросы не входят в их компетенцию или у них отсутствует запрашиваемая информация или информация не подлежит распространению по каким-либо причинам.
При таких обстоятельствах, решение суда, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2020 года отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в непредоставлении информации по всем поставленным вопросам в обращении Ц.М.Г. от 30 октября 2020 года.
Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга предоставить Ц.М.Г. ответ по всем поставленным вопросам в обращении от 30 октября 2020 года.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.