Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего:
Ильичевой Е.В.
Судей:
Есениной Т.В, Ивановой Ю.В.
при секретаре:
Акуловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2021 года апелляционную жалобу Тимофеева А. П. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 года по административному делу N 2а-7942/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N17 по Санкт-Петербургу к Тимофееву А. П. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N17 по Санкт-Петербургу - Севостьянова В.М, административного ответчика - Тимофеева А.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N17 по Санкт-Петербургу (далее по тексту решения - МИФНС России N 17) обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Тимофееву А.В, о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере "... " рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере "... " рублей.
В обоснование иска административный истец указал, что административный ответчик в 2018 году владел транспортным средством марки Мицубиси Pajero, г.р.з. "... ", в отношении которого был начислен транспортный налог, подлежащий уплате. В установленные сроки транспортный налог в заявленной части, а также пени не оплачены.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 года требования административного иска удовлетворены.
С Тимофеева А.П. в доход государства в лице МИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 год - "... ", пени - "... ", государственная пошлина в в размере "... ".
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, ссылаясь на то, что в 2018 году он не являлся собственником транспортного средства.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца и административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда отменить по следующим основаниям.
Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в налоговый период 2018 год административному ответчику принадлежало на праве собственности транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, однако в установленный законом срок обязанности по уплате налога административным ответчиком исполнены не были. В связи этим требования о взыскании недоимки по транспортному налоговому сбору были удовлетворены.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен в противоречие с обстоятельствами дела, представленными доказательствами, что привело к неправильному применению положений Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тимофеев А.П. в спорный период являлась собственником транспортных средств:
Инфинити QX56, г.р.з. "... ";
Мицубиси Pajero, г.р.з. "... ", которые в соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения.
МИФНС России N27 по Санкт-Петербургу посредством личного кабинета налогоплательщика направило административному ответчику уведомление N N... от 23 августа 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год, в срок до 2 декабря 2019 года в размере "... " (л.д. 9, 13).
Впоследствии, в связи с решением об уточнении ранее произведенного 25 марта 2019 года платежа на общую сумму "... ". в счет частичной уплаты транспортного налога за 2018 год в размере "... ", по состоянию на 27 января 2020 года в адрес налогоплательщика выставлено требование на сумму недоимки по транспортному налогу в размере "... " ("... ") руб. и сумму пеней - "... " рублей.
На основании поступивших от административного ответчика возражений, определением мирового судьи судебного участка N 38 Санкт- Петербурга от 20 июля 2020 года отменен судебный приказ от 20 июля 2020 года о взыскании с Тимофеева А.П. недоимки по транспортному налогу за 2018 год и пени в размере "... " рублей, госпошлины в размере "... " рублей.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым Министерству внутренних дел Российской Федерации было предписано разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Из приведенных норм следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, и сама по себе не является основанием для прекращения или возникновения права собственности, однако налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 НК Российской Федерации признаются лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Факт реализации, либо утраты транспортных средств в отсутствие данных о снятии их с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.
Возражая против удовлетворения заявленных требований в части взыскания недоимки по налогу в отношении автомобиля Мицубиси Pajero, г.р.з. "... ", административный ответчик ссылался на его отчуждение на основании договора купли-продажи от 14 апреля 2016 года. А также на снятие автомашины с учета в органах ГИБДД.
Из представленного в материалы дела договора купли-продажи от 14 апреля 2016 года, заключенного между Тимофеевым А.П. и Белозерцевым А.Н, следует, что Тимофеев А.П. продал принадлежащий ему на праве собственности автомобиль Мицубиси Pajero, г.р.з. "... " Белозерцеву А.Н.
Материалами дела установлено, что административный ответчик извещал налоговый орган об отчуждении указанного транспортного средства (л.д. 30-34).
Также в материалы дела представлена копия страхового полиса на указанный автомобиль на имя Белозерцева А.Н. за период с 14 апреля 2016 года по 3 мая 2016 года (л.д. 29).
Согласно информации ГИБДД, поступившей на запрос суда первой инстанции после вынесения судом решения, автомобиль Мицубиси Pajero, г.р.з. N.., находился в собственности административного ответчика с 15 декабря 2007 года. 29 марта 2017 года органами ГИБДД зарегистрировано изменение собственника транспортного средства (л.д. 65).
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств владения административным ответчиком указанным транспортным средством в налоговый период 2018 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 года - отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований МИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу к Тимофееву А. П. о взыскании транспортного налога за 2018 год и пени - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.