Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Поповой Е.И.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 июня 2021 года административное дело N2а-370/2021 по апелляционной жалобе П.А.Д, на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу к П.А.Д, о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу Б.Ю.Н, действующей по доверенности от 11 января 2021 года сроком по 31 декабря 2021 года, административного ответчика П.А.Д,, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу) обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с П.А.Д, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере "... " рублей, пени в размере "... " рублей "... " копеек.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу указала, что П.А.Д, являлся в 2017 году собственником транспортного средства, на которое был начислен транспортный налог за 2017 год со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года и направлено налоговое уведомление, которое не было исполнено, в связи с чем административному ответчику начислены пени и выставлено требование, которое также оставлено без удовлетворения; судебный приказ о взыскании с П.А.Д, транспортного налога и пени отменен в связи с поступившими возражениями от административного ответчика (л.д. 3-5).
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2021 года административный иск удовлетворен частично, с П.А.Д. в пользу МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу взыскан транспортный налог за 2017 год в размере "... " рублей, пени в размере "... " рублей "... " копейки (л.д. 111-115).
В апелляционной жалобе П.А.Д. просит решение отменить и прекратить производство по административному делу; обязать налоговый орган возвратить ему незаконно удержанные налоги и выплатить моральный вред в сумме "... " рублей, вынести в адрес налогового органа частное определение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что налоговым органом нарушено его право на освобождение от уплаты транспортного налога, поскольку он является инвалидом I группы, в связи с чем освобожден от уплаты транспортного налога (л.д. 125-126).
Требования П.А.Д, об обязании административного истца возвратить ему незаконно удержанные налоги и выплатить моральный вред в сумме "... " рублей в силу положений части 3 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Выслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу направила П.А.Д, :
- налоговое уведомление N... от 29 августа 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год на автомобиль TOYOTA ESTIMA, государственный регистрационный знак N.., в сумме "... " рублей (л.д. 87, 100);
- требование N... по состоянию на 30 января 2019 года об уплате транспортного налога в размере "... " рублей и пени в размере "... " рублей "... " копеек в срок до 19 марта 2019 года (л.д. 10-13).
Определением мирового судьи судебного участка N... от 3 апреля 2020 года отменен судебный приказ от 28 июня 2019 года по делу N... о взыскании с П.А.Д, в пользу МИ ФНС России N2 по Санкт-Петербургу недоимки по уплате транспортного налога за 2017 год и пени в общей сумме "... " рублей "... " копеек в связи с поступившими возражениями от П.А.Д, (л.д.6).
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
Согласно пункту 20 указанных Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.Согласно паспорту транспортного средства и справке ОГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на имя П.А.Д, зарегистрировано с 12 мая 2009 года транспортное средство TOYOTA ESTIMA, государственный регистрационный знак N... (л.д.87, 100).
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный иск о взыскании с П.А.Д, задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени подан в установленный срок.
Так, согласно требованию N... административный ответчик обязан оплатить транспортный налог и пени за 2017 год в срок до 19 марта 2019 года (л.д. 12).
Судебный приказ о взыскании с П.А.Д, недоимки по транспортному налогу за 2017 год и пени вынесен 28 июня 2019 года, отменен судебный приказ 3 апреля 2020 года (л.д.6).
Административное исковое заявление подано в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга 13 июля 2020 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (л.д.6, 18).
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом нарушено право П.А.Д,, являющегося инвалидом I группы, на освобождение от уплаты транспортного налога, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В силу подпункта 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом.
Согласно пункту 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются данным Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В соответствии с абзацем 3 статьи 4.1 Закона Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года N 487-53 "О транспортном налоге" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), от уплаты налога освобождаются, в частности, инвалиды боевых действий, инвалиды I и II групп за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 150 лошадиных сил включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет.
Пунктом 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
П.А.Д, согласно справке МСЭ-2011 N.., является "... " (л.д. 128).
Согласно паспорту транспортного средства принадлежащий П.А.Д, автомобиль Toyota Estima, государственный регистрационный знак N.., выпущен в 2002 году, мощность указанного транспортного средства составляет 160 лошадиных сил (л.д. 87).
Поскольку принадлежащее П.А.Д, транспортное средство является автомобилем с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил и на момент исчисления транспортного налога за 2017 год с года выпуска данного транспортного средства не прошло 15 лет, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный ответчик не может быть отнесен к категории граждан, освобождаемых от уплаты транспортного налога за 2017 год в силу Закона Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года N 487-53 "О транспортном налоге".
Согласно статье 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Законом Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" установлен транспортный налог и определены налоговые ставки для расчета транспортного налога.
С учетом мощности транспортного средства, указанной в паспорте транспортного средства, суд первой инстанции правильно определилразмер транспортного налога, подлежащего взысканию с административного ответчика в размере "... " рублей ("... ").
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П и определении от 4 июля 2002 года N202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Размер пени на сумму недоимки по транспортному налогу в размере "... " рублей за период с 3 декабря 2018 года по 29 января 2019 года правильно определен судом первой инстанции в размере "... " рублей "... " копейки.
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств оплаты транспортного налога за 2017 год и пени.
Оснований, предусмотренных статьёй 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для вынесения в адрес административного истца частного определения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.А.Д, - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.