Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Есениной Т.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 июня 2021 года административное дело N2а-2205/2021 по апелляционной жалобе О.Б.М. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года по административному исковому заявлению О.Б.М. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения от 25 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца О.Б.М, представителя административного истца О.Б.М. - адвоката Д.А.В, действующего на основании ордера N... от 09 июня 2021 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.Б.М. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года N... об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.5-9).
В обоснование заявленных требований О.Б.М. указал, что 31 июля 2020 года обратился в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого решением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года N... было отказано. По мнению административного истца, указанное решение является незаконным, основано на неправильном толковании и применении норм материального права, поскольку он проживает постоянно в Санкт-Петербурге более 10 лет, имел регистрацию по месту пребывания в разных адресах, постоянно зарегистрирован в Санкт-Петербурге с 23 июня 2020 года по адресу: "адрес", "адрес", которая является коммунальной, и в которой занимает с семьей из шести человек одну комнату площадью "... " кв.м.; "дата" года получил гражданство Российской Федерации (л.д. 6-9).
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года в удовлетворении административного иска О.Б.М. отказано (л.д. 153-159).
В апелляционной жалобе О.Б.М. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств (л.д. 176-179).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга, заинтересованное лицо О.А.М, представитель заинтересованного лица Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: представитель административного ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга-по электронной почте, заинтересованное лицо О.А.М.-телефонограммой, уполномоченный по права ребенка в г.Санкт-Петербурге - посредством факсимильной связи и по электронной почте.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Представитель Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге просит рассматривать дело в их отсутствие, представитель административного ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга и заинтересованное лицо О.А.М. об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
О.Б.М. с супругой О.А.М. и детьми О.М.Б, "дата" года рождения, О.М.Б, "дата" года рождения, О.М.Б, "дата" года рождения, О.М.Б, "дата" года рождения, зарегистрированы в комнате площадью "... " кв.м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу "адрес", принадлежащей на праве долевой собственности административному истцу и его супруге О.А.М. (л.д. 71).
11 августа 2020 года О.Б.М. обратился в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга о постановке его и членов его семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого отказано в связи с не предоставлением документов, подтверждающих проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет, о чём сообщено письмом от 25 августа 2020 года (л.д. 85, 86-88).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что отказ административного ответчика в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях является правомерным, поскольку административный истец не представил доказательств, подтверждающих факт проживания его и членов его семьи в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к спорным правоотношениям требований пункта 1 части 1 статьи 51, частей 4 статьи 52, пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", пунктов 2.6.1.1 Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги", что подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3.12.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" полномочиями Администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Задачами Администрации района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.2 названного Положения является осуществление на территории района полномочий органа социальной защиты, определенных федеральным законодательством, в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьёй 2 названого Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно пункту 12 данных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 января 2003 года N 17-О также указывает на то, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Совокупное толкование приведенных положений в смысле, придаваемом им положением статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Отступление от такого понимания приведенных положений закона возможно только в исключительном случае, когда осуществление регистрационного учета для физического лица было невозможно в силу объективных причин, доказательства наличия которых подлежат представлению суду.
В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга лежит на административном истце.
Частью 4 статьи 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что необходимым условием для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем является признание лица, соответствующей категории, нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживание его на территории интересующего его субъекта не менее 10 лет.
Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу пункта 2 части 2 статьи 12 и пункта 6 статьи 14 приведенного Федерального закона, структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Частью 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при составлении административного регламента предоставления государственной услуги обязан в исчерпывающем перечне документов, необходимых для получения названной услуги, предусмотреть, какие конкретно документы и информацию и в каком виде должен представить заявитель самостоятельно, а какие документы подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги (далее - Административный регламент).
Пункт 2.6.1.1 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем.
В частности пункт 2.6.1.1 указывает, что для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) должны быть представлены, в том числе документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, а именно: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ ЖА; судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи за пятилетний период, предшествующий обращению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ ЖА; договор найма жилого помещения, заключенный в письменной форме; свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают право, основания владения и пользования жилым помещением.
Обращаясь к административному ответчику с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, О.Б.М. представил копии паспортов на себя и супругу, копии свидетельств о рождении детей, копию справки о регистрации и характеристику жилого помещения по адресу: "адрес", копии свидетельств о регистрации по месту пребывания, копию выписки из ЕРГП от 24 июля 2019 года (л.д.86-88).
Документы, подтверждающие проживание административного истца в Санкт-Петербурге 10 лет, а также решение суда об установлении юридического факта проживания в Санкт-Петербурге 10 лет, О.Б.М. не представил.
Наличие у административного истца регистрации по месту пребывания, не свидетельствует о том, что О.Б.М. и его супруга О.А.М. с 2009 года постоянно проживают в Санкт-Петербурге и имеют правовые основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилые помещения в Санкт-Петербурге, в которых О.Б.М. был зарегистрирован по месту пребывания, не являлись местом его жительства (л.д.24-28).
В суде апелляционной инстанции О.Б.М. пояснил, что в период временной регистрации в Санкт-Петербурге был постоянно зарегистрирован в "адрес", тем самым он указал регистрационным органам место его постоянного проживания в "адрес" (л.д.204).
При таких обстоятельствах, отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности выводов администрации Калининского района Санкт-Петербурга об отсутствии у О.Б.М. и членов его семьи законных оснований для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.Б.М. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.