Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Носковой Н.В.
при секретаре
К.М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-6950/2020 по апелляционной жалобе С.М.М. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 03 декабря 2020 года по административному иску С.М.М. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании заключения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административного истца С.М.М. - С.А.В. (по доверенности), представителя административных ответчиков призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - Е.А.В. (по доверенностям), судебная коллегия
установила:
С.М.М. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 о зачислении истца в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права С.М.М. просил суд возложить на административного ответчика обязанность принять решения о зачислении С.М.М. в запас на общих основаниях.
В обоснование административного иска С.М.М. ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое заключение может быть принято в отношении граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, только начиная с "дата", однако, с "дата" по "дата" - день достижения С.М.М. 27 лет истец от прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не уклонялся, и в отношении него призывной комиссией не совершались какие-либо действия, направленные на проведение указанных мероприятий.
По мнению С.М.М, принятое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", нарушает его права, в том числе ограничивает право на поступление на государственную гражданскую службу.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 03 декабря 2020 года, в удовлетворении административного иска С.М.М. отказано.
В апелляционной жалобе С.М.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на нарушение судом норм материального права.
Административный истец С.М.М. в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом посредством почтовой, телефонной связи; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе, запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе введён в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чём в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учётно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами.
Как следует из материалов личного дела призывника, С.М.М. "дата" года рождения с "дата" по "дата" состоял на воинском учете в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (лист личного дела 10 оборот).
В период весеннего призыва в 2010, 2011 году С.М.М. в отсутствие на то уважительных причин не завершил прохождение медицинского освидетельствования, в результате чего, врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не удалось установить С.М.М. категорию годности к военной службе (лист личного дела 2 оборот).
При прохождении медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2020 года С.М.М. "дата" определена категория годности к военной службе "А-2" (годен к военной службе).
Решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 от "дата" С.М.М. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований (лист личного дела 3).
Отказывая в удовлетворении требований С.М.М, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что С.М.М. не исполнил воинскую обязанности, не имея на то уважительных причин; на протяжении длительного времени уклонялся от призыва на военную службу, в связи с чем, оспариваемое решение призывной комиссии является законным и обоснованным.
Данный вывод суда первой следует признать правильным.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Исходя из приведённых выше норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учёта С.М.М. (личном деле призывника) сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с "дата" до достижения им 27-летия, то есть до "дата".
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно пункту 6 Положения о призыве на военную службу, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 7 Положения).
В соответствии со статьёй 10 Закона о воинской обязанности и военной службе, в целях обеспечения воинского учёта граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате, а также явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
В период с "дата" до "дата" военным комиссариатом принимались необходимые меры по вызову С.М.М. для прохождения мероприятий, связанных с осуществлением медицинского освидетельствования истца и призыва его на военную службу.
Так, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, С.М.М. не являлся, в связи с чем, начальником отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Фрунзенскому району "дата", "дата", "дата", "дата", "дата" в Управление МВД России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга направлялись обращения об установлении местонахождения С.М.М. и доставлении его в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении (лист личного дела 24, 26, 31, 32, 36).
Призывной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... в адрес родителей С.М.М. направлялись обращения, в которых указывалось, что последний систематически не является по вызовам военного комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, а также предлагалось С.М.М. прибыть на данное освидетельствование (лист личного дела 27-29, 33).
Военным комиссариатом Фрунзенского района Санкт-Петербурга в адрес С.М.М. направлялись повестки на "дата", "дата", "дата" (лист личного дела 30, 40).
Из письма Ленинградского областного колледжа культуры и искусства от "дата" N... следует, что С.М.М. не явился по повестке "дата" в связи со сдачей экзамена, по этой же причине, как указано в письме, С.М.М. не сможет явиться в военный комиссариат "дата" (лист личного дела 25).
"дата" С.М.М. направил в Военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга заявление, в котором указал, что по повестке N... "дата" явиться не сможет по причине прохождения медицинского обследования в РНИИТО им. Р.Р. Вредена, в связи с чем, просил не осуществлять в отношении него розыскные мероприятия (лист личного дела 35).
"дата" году С.М.М. обратился в Военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором указал, что не сможет явиться по повестке ввиду того, что должен присутствовать на судебном заседании, в связи с чем, просил не осуществлять в отношении него розыскные мероприятия (лист личного дела 38).
На указанные заявления начальником отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Фрунзенскому району "дата", "дата" соответственно даны ответы, в которых указано на необходимость явки в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования (лист личного дела 34, 37).
"дата" Военным комиссариатом Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: "адрес" произведено оповещение матери С.М.М. - С.Н.А. о необходимости явки С.М.М. в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования.
Таким образом, материалами личного дела призывника подтверждается, что военным комиссариатом принимались меры для оповещения С.М.М. о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, при этом С.М.М, зная о том, что он подлежит призыву на военную службу, о чем свидетельствуют заявления истца, в течение длительного периода времени, не желая проходить военную службу, по вызовам военного комиссариата не являлся в отсутствие на то уважительных причин, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
При этом, оценивая достаточность совершённых должностными лицами отдела ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга действий для извещения С.М.М. о необходимости явки в целях проведения мероприятий по призыву на военную службу, следует принять во внимание то обстоятельство, что заявление о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27 лет, С.М.М. направлял в отдел военного комиссариата с того же адреса - квартира 51 "адрес", по которому в адрес истца военным комиссариатом направлялись повестки.
Имеющееся в материалах личного дела призывника письмо ООО " "... "", содержащее сведения о том, что С.М.М. работает в данной организации с "дата", не может служить основанием для вывода о ненадлежащем исполнении должностными лицами военного комиссариата обязанности извещения призывника, поскольку указанное письмо не содержит даты его составления, а также даты его поступления в военный комиссариат, в связи с чем, не представляется возможным установить наличие у военного комиссариата возможности направления по месту работы С.М.М. повесток о вызове его на мероприятия по призыву в рассматриваемый юридически значимый период времени.
Следовательно, у призывной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия в отношении С.М.М. решения о зачислении в его запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 03 декабря 2020 года по административному делу N 2а-6950/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу С.М.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.