Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
при секретаре
В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-352/2021 по апелляционной жалобе председателя правления товарищества собственников жилья "Коллонтай 2" К. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 26 января 2021 года по административному иску председателя правления товарищества собственников жилья "Коллонтай 2" К. к прокуратуре Невского района Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга об оспаривании представления.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административных ответчиков - прокурора отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Санкт-Петербурга Скибенко С.А. (по доверенности), заинтересованного лица Б, судебная коллегия
установила:
председатель правления товарищества собственников жилья "Коллонтай 2" К. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к прокуратуре Невского района Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга об оспаривании представления от "дата" N.., которым названному товариществу указывалось на необходимость устранения нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В обоснование поданного в суд административного иска К. ссылалась на то обстоятельство, что внесённое прокурором Невского района Санкт-Петербурга представление от "дата" незаконно, поскольку на момент проведения прокуратурой проверки реестр членов ТСЖ, оформленный в соответствии с частью 4 статьи 143 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащий, в том числе, сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества собственников жилья и осуществлять связь с ними, был сформирован.
Как указала К. в исковом заявлении, Б, на основании заявления которого прокуратурой проводилась проверка и вносилось оспариваемое предписание, для ознакомления представлен реестр членов ТСЖ в полном объеме, за исключением подлежащих защите персональных данных лиц, указанных в реестре.
Кроме того, по утверждению К, представление носит неопределённый характер, конкретные действия, которые следует совершить во исполнение представления, в нём не названы.
Определением Невского районного суда Санкт-Петербурга, внесённым в протокол судебного заседания от 14 июля 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Санкт-Петербурга, а определением от 17 сентября 2020 года в качестве заинтересованного лица привлечён Б. (л.д. 60-61, 110-112).
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 26 января 2021 года, в удовлетворении административного иска председателю правления товарищества собственников жилья "Коллонтай 2" К. отказано.
В апелляционной жалобе К. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
Административный истец К. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась; о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом посредством почтовой связи; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Обязанность по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возложена на органы прокуратуры.
Представление является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и правовых актов.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Коллонтай 2" осуществляет управление многоквартирным жилым домом "адрес".
Председателем правления товарищества собственников жилья "Коллонтай 2", согласно протоколу заседания правления ТСЖ от "дата", избрана К. (л.д. 10).
"дата" Б, являющийся собственником квартиры N 110 в доме "адрес", обратился в ТСЖ "Коллонтай 2" с заявлением о предоставлении ему для ознакомления реестра членов ТСЖ (л.д. 27, 89).
"дата" состоялось заседание членов правления ТСЖ "Коллонтай 2", на котором принято решение предоставить Б. для ознакомления реестр членов ТСЖ, исключив из него персональные данные членов ТСЖ (фамилию, имя, отчество и другие персональные данные, касающиеся личности членов ТСЖ) - л.д. 65.
Согласно акту об ознакомлении с документами, представленными ТСЖ "Коллонтай 2", "дата" Б. ознакомился с реестром членов ТСЖ, указав при этом, что в предоставленных ему документах отсутствуют фамилии, имена, отчества собственников (л.д. 28).
На основании обращения Б. о нарушении ТСЖ "Коллонтай 2" требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга проведена проверка, по результатам которой заместителем прокурора Невского района Санкт-Петербурга Д. "дата" в адрес ТСЖ "Коллонтай 2" внесено представление N... (л.д. 15-16).
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что представленный Б. для ознакомления реестр членов ТСЖ, в нарушение части 4 статьи 143 Жилищного кодекса Российской Федерации, не содержит сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними.
При этом, прокурором, со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", признан несостоятельным довод председателя ТСЖ "Коллонтай 2" о том, что отсутствие в реестре сведений, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять с ними связь, обусловлено необходимостью защиты их персональных данных.
Кроме того, прокурором указано, что в ТСЖ Коллонтай 2" на момент проведения проверки не создан реестр членов ТСЖ, отвечающий требованиям жилищного законодательства, а довод председателя Правления ТСЖ о том, что Товарищество вправе не формировать реестр в первом квартале первого года ведения деятельности, по мнению заместителя прокурора Невского района Санкт-Петербурга, основан на неправильном толковании норм пункта 9 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки на ТСЖ Коллонтай 2" возложена обязанность безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга и незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в перечисленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (л.д. 16).
Довод прокурора о нарушении ТСЖ "Коллонтай 2" требований жилищного законодательства, в части отсутствия реестра членов ТСЖ, а также вывод суда первой инстанции, признавшего обжалуемое представление прокурора обоснованным, следует признать правильными.
В силу части 1 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены названным Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
В соответствии с пунктом 9 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 названного Кодекса.
Согласно статье 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Пунктом 7 статьи 148 ЖК Российской Федерации установлено, что в обязанности правления товарищества собственников жилья, наряду с прочими, входит ведение реестра членов товарищества.
Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (часть 4 статьи 143 ЖК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 143.1 ЖК Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право знакомиться с реестром членов товарищества.
Представленный Б. для ознакомления реестр членов ТСЖ "Коллонтай 2" не в полной мере соответствовал требованиям часть 4 статьи 143 ЖК Российской Федерации, в частности, в нём не были указаны сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними (л.д. 29-34).
Из письменных возражений прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга на иск, следует, что названной районной прокуратурой в адрес ТСЖ "Коллонтай 2" в ходе проведения проверки "дата" направлялся запрос N... о предоставлении копии реестра членов ТСЖ, в ответ на который Товариществом представлен реестр, также не содержащий сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними (л.д. 75).
Подтверждением того обстоятельства, что на момент проведения прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга проверки по обращению Б. в ТСЖ "Коллонтай 2" отсутствовал реестр членов ТСЖ, сформированный в соответствии с требованиями части 4 статьи 143 ЖК Российской Федерации, являются акт N... и предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, выданное названному ТСЖ "дата", согласно которым, по состоянию на "дата" Товариществом в Инспекцию не представлена копия реестра членов ТСЖ "Коллонтай 2" (л.д.67, 68).
Данный реестр, согласно решению об отзыве предписания от "дата", был направлен посредством почтовой связи "дата" и поступил в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга "дата" (л.д. 71, 19-20).
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца пояснила, что лично председателем правления ТСЖ "Коллонтай 2" К. в прокуратуру Невского района Санкт-Петербурга при отобрании у неё объяснений представлялся реестр членов ТСЖ, соответствующий требованиям жилищного законодательства.
В связи с тем, что в материалах надзорного производства N... прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга такой документ отсутствует, административному истцу была представлена возможность представить доказательства подачи надлежащего реестра в районную прокуратуру, однако административный истец не воспользовался возможностью в соответствии с частью 2 статьи 308 КАС российской Федерации представить дополнительные доказательства.
Таким образом, прокурором в представлении, а также судом первой инстанции в постановленном по делу решении, обоснованно указано на то, что ТСЖ "Коллонтай 2" допущено нарушение требований части 4 статьи 143 ЖК Российской Федерации, определяющей требования к содержанию реестра членов товарищества.
Доказательства, опровергающие выводы прокуратуры, изложенные в обжалуемом представлении о невыполнении ТСЖ "Коллонтай 2" требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в суд первой и апелляционной инстанции истцом не представлены.
Доводы председателя правления ТСЖ К. о том, что в реестр членов ТСЖ не были включены сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, в целях соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Установленный статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" запрет операторам, получившим доступ к персональным данным, раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, не распространяется на правоотношения, связанные с ознакомлением собственника помещения в многоквартирном доме с реестром членов ТСЖ.
Статья 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации является нормой закона, устанавливающей иное правило, исключающее применение статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" к правоотношениям, являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Таким образом, разрешая заявленный ТСЖ "Коллонтай 2" иск, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и административного процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 26 января 2021 года по административному делу N 2а-352/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя правления товарищества собственников жилья "Коллонтай 2" К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.