Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Карсаковой Н.Г.
судей Поповой Е.И, Чуфистова И.В.
при секретаре Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2021 года административное дело N2а-1595/2021 по апелляционной жалобе Балтрукова Д. Н, Юферева Н. А, Кузнецовой Е. М, Мишкинис Е. Ю. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования Смольнинское к Муниципальному Совету муниципального образования Смольнинское о признании незаконным и отмене решения Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское от 18 марта 2020 года N... "О внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года".
Заслушав доклад судьи Карсаковой Н.Г, выслушав объяснения представителя административного истца администрации Муниципального образования Смольнинское Еланскую С.Л, представителя административного ответчика Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское Тетюшина М.В, заинтересованных лиц Балтрукова Д.Н, Мишкинис Е.Ю, Юферева Н.А, представителя заинтересованных лиц Балтрукова Д.Н, Мишкинис Е.Ю, Юферева Н.А, Кузнецовой Е.М. - Афанасьеву Ю.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 18 марта 2020 года внесено изменение в приложение к решению Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года, а именно исключена из структуры Администрации муниципального образования Смольнинское одна должность заместителя Главы местной администрации.
Утверждено приложение к решению Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года в новой редакции, согласно приложению 1.
Исполняющему обязанности Администрации муниципального образования Смольнинское поручено привести штатное расписание Администрации Муниципального образования Смольнинское в соответствие со структурой Администрации муниципального образования не позднее чем 31 марта 2020 года (л.д. 87-88 том 1).
Администрация муниципального образования Смольнинское обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила признать незаконным и отменить решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское от 18 марта 2020 года N... "О внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года".
В обоснование заявленных требований Администрация муниципального образования Смольнинское указала, что принятое 18 марта 2020 года Муниципальным Советом муниципального образования Смольнинское решение N... "О внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года" противоречит положениям пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), пункта 6 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 420-79), пункта 5 статьи 22 Устава внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское (далее - Устав). Административный истец полагает, что административным ответчиком оспариваемым решением незаконно разработана и утверждена структура администрации муниципального образования в новой редакции, что нарушает законные права и интересы как администрации муниципального образования, так и жителей муниципалитета (л.д.39-41, 56-58 том 1).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2021 года решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское от 18 марта 2020 года N... "О внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года" признано незаконным (л.д.79-85 том 3).
В апелляционной жалобе Балтруков Д.Н, Мишкинис Е.Ю, Юферев Н.А, Кузнецова Е.М. просят решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2021 года отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решении об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования и Федеральным законом. Судом первой инстанции не учтено, что решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... принято без учета статьи 24.1 Устава муниципального образования Смольнинское, предусматривающую наличие должности заместителя главы местной администрации в единственном числе. Утвержденная Муниципальным Советом структура администрации муниципального образования Смольнинское, принятая решением от 26 ноября 2014 года не соответствует положению Устава, которое было внесено в Устав позднее, однако своевременных мер по приведению решения Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... в соответствие Уставу муниципальным образованием принято не было.
Процедура принятия оспариваемого решения Муниципальным Советом соблюдена, существенных нарушений при принятии оспариваемого акта не имелось. Суд первой инстанции, признавая решение N... от 18 марта 2020 года незаконным ввиду отсутствия представления заместителя главы местной администрации не учел, что депутатом Юферевом Н.А. были направлены запросы о необходимости приведения структуры администрации в соответствии с действующим Уставом, статьей 24.1 которого предусмотрено наличие должности заместителя главы местной администрации в единственном числе. Заинтересованные лица полагают, что решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское от 18 марта 2020 года N... "О внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года" не нарушает права и не ограничивает деятельность административного истца. Внесение изменений в действующие решения Совета, принятые Муниципальным Советом ввиду явного противоречия решения Уставу муниципального образования Смольнинское находится в исключительной компетенции Муниципального Совета, целесообразность наличия двух заместителей не может устанавливаться судом (л.д.114-119 том 3).
Администрация муниципального образования Смольнинское в возражениях на апелляционную жалобу Балтрукова Д.Н, Мишкинис Е.Ю, Юферева Н.А, Кузнецовой Е.М. указала, что представление главы местной администрации об утверждении структуры администрации направлено не было; при вынесении представления об утверждении структуры Администрации муниципального образования Смольнинское на заседании Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское 26 ноября 2014 года, было представлено обоснование необходимости двух заместителей главы администрации; в нарушение пункта 1 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ оспариваемым решением структура администрации изменена без соблюдения обязательной процедуры - получения представления администрации (л.д. 149-151 том 3).
Муниципальный Совет муниципального образования Смольниское в отзыве на апелляционную жалобу Балтрукова Д.Н, Мишкинис Е.Ю, Юферева Н.А, Кузнецовой Е.М. указал, что исполняющий обязанности главы местной администрации не вносил в Муниципальный Совет на утверждение структуру местной администрации, которая разработана и утверждена по собственной инициативе Муниципальным Советом муниципального образования Смольнинское без участия администрации муниципального образования, в связи с чем оспариваемым решением нарушен порядок утверждения структуры администрации. Оспариваемое решение не соответствует положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениям Устава муниципального образования Смольнинское. Муниципальный Совет муниципального образования Смольнинское считает решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2021 года законным и обоснованным (л.д. 157-159 том 3).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заинтересованные лица Кузнецова Е.М, Королев В.М, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Заинтересованные лица Кузнецова Е.М, Королев В.М. об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили. Их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заинтересованных лиц, заинтересованных лиц, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца и представителя административного ответчика, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 14 ноября 2014 года сопроводительным письмом N... Администрацией муниципального образования Смольнинское в адрес Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское направлено представление Главы администрации муниципального образования Смольнинское об утверждении структуры Администрации муниципального образования Смольнинское на ближайшем заседании Муниципального Совета (л.д.167-169 том 2).
26 ноября 2014 года решением Муниципального Совета пятого созыва муниципального образования Смольнинское N.., в целях совершенствования структуры Администрации муниципального образования Смольнинское и оптимизации деятельности Администации, повышения эффективности, утверждена структура Администрации муниципального образования Смольнинское, в которую включены: Глава администрации муниципального образования Смольнинское, два заместителя главы Администрации, главный бухгалтер-руководитель финансово-экономического отдела, отдел опеки и попечительства, отдел благоустройства, организационный отдел, финансово-экономический отдел, отдел по вопросам культуры, спорту и работе с молодежью, контрактная служба (отдел муниципальных закупок), административно-технический отдел с персоналом по техническому обеспечению, юридический отдел (л.д.141-142 том 1).
04 декабря 2014 года распоряжением Администрации муниципального образования Смольнинское N... утверждено штатное расписание на 2015 год, согласно которому в руководство администрации включена должность заместителя главы администрации в количестве двух штатных единиц (л.д.161-162, 163-166 том 2).
10 декабря 2014 года решением Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... глава 3 Устава Муниципального образования Смольнинское дополнена статьей 24.1, согласно которой в структуре местной администрации предусматривается должность заместителя главы администрации, который в период временного отсутствия главы исполняет его полномочия, в том числе в случае досрочного прекращения контракта с главой администрации и со дня истечения срока полномочий Муниципального Совета, назначившего на должность главу, до дня принятия Муниципальным Советом нового созыва решения о назначении главы администрации (л.д. 51-52, 56 том 2).
25 декабря 2019 года распоряжением Администрации муниципального образования Смольнинское N... утверждено штатное расписание на 2020 год аналогичное штатному расписанию, утвержденному на 2015 год (л.д.142, 143-147 том 2).
Из протокола заседания Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское шестого созыва от 18 марта 2020 года следует, что Муниципальным Советом муниципального образования Смольнинское рассматривался, в том числе, вопрос о внесение изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года (л.д.175-179 том 2).
18 марта 2020 года Муниципальным Советом муниципального образования Смольнинское принято решение N... "О внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года", которым изменена структура Администрации муниципального образования Смольнинское (л.д.87-88 том 1).
Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку внесение в структуру местной администрации изменений допускается только при участии Главы администрации, что не было исполнено Муниципальным Советом, решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское от 18 марта 2020 года N... "О внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года", противоречащее общим положениям принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, положениям Федерального закона N131-ФЗ, Закона Санкт-Петербурга N420-79, Уставу муниципального образования Смольнинское, принято незаконно.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федеральный закон N131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 3 статьи 34 названного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 25 Закона Санкт-Петербурга N420-79 установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют муниципальный совет муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 43 и части 3 статьи 44 Федерального закона N131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, решением Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское четвертого созыва N... от 21 февраля 2013 года утверждена новая редакция положений Устава муниципального образования муниципального округа Смольнинское Санкт-Петербурга (л.д.1-2 том 2).
В материалы дела представлена копия Устава муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, утвержденного решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское от 21 февраля 2013 года N.., с последующими зарегистрированными изменениями в Устав (л.д. 5-81 том 2). Представленный в материалы дела Устав определяет правовые основы местного самоуправления на территории муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 14 Устава муниципального образования муниципального округа Смольнинское структуру органов местного самоуправления муниципального образования Смольнинское составляют: Муниципальный Совет муниципального образования Смольнинское - представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования Смольнинское - высшее должностное лицо местного самоуправления муниципального образования Смольнинское; Администрация муниципального образования Смольнинское - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования Смольнинское; контрольно-счетный орган муниципального образования Смольнинское (л.д. 13 том 2).
Согласно статье 15 Устава муниципального образования муниципального округа Смольнинское Муниципальный Совет муниципального образования Смольнинское является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления муниципального образования Смольнинское и обладает правами юридического лица (л.д. 13-14 том 2).
Администрация муниципального образования Смольнинское согласно статье 22 Устава муниципального образования муниципального округа Смольнинское является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Смольнинское, обладает правами юридического лица, Администрацией руководит глава Администрации (л.д. 21 том 2).
Частью 10 статьи 35 Федерального закона N131-ФЗ определен исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, при этом согласно положению части 11 иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Из приведенных норм федерального закона следует, что иными полномочиями представительные органы местного самоуправления могут быть наделены уставом только в том случае, если такие полномочия допускаются федеральными законами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ местной администрацией, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и имеющей в соответствии с уставом муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения, руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, которым является либо глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Представительный орган местного самоуправления вправе по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации (часть 8 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Законе Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (пункт 6 статьи 28).
В пункте 5 статьи 22 и пункте 1 статьи 25 Устава муниципального образования Смольнинское закреплено, что структура администрации утверждается Муниципальным Советом муниципального образования Смольнинское по представлению главы администрации (л.д.21, 24 том 2).
Исходя из приведенных норм и положений Устава муниципального образования, федеральным законодательством и Уставом предусмотрено специальное регулирование порядка утверждения структуры местной администрации, иных полномочий по формированию местной администрации представительному органу местного самоуправления не предоставлено.
Согласно абзаца 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года 420-79 глава местной администрации муниципального образования - глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий главы местной администрации муниципального образования, определяемый уставом муниципального образования.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела и не оспаривалось сторонами в суде апелляционной инстанции, до настоящего времени Глава Администрации, с которым заключен контракт по результатам конкурса, в соответствии с требованиями законодательства, в муниципальном образовании Смольнинское не назначен.
На основании распоряжения Главы Администрации муниципального образования Смольнинское N... от 24 сентября 2018 года исполнение обязанностей главы Администрации муниципального образования Смольнинское, в период с 24 сентября 2018 года возложено на заместителя местной Администрации муниципального образования Смольнинское К.А.Ф, без освобождения от работы определённой трудовым договором.
В период с 24 сентября 2018 года заместитель местной Администрации муниципального образования Смольнинское К.А.Ф. наделен правом подписания исходящих документов, постановлений, распоряжений, финансовых и кадровых документов, муниципальных контрактов, договоров, соглашений, конкурсной, аукционной и иной закупочной документации (л.д. 71 том 1).
В силу пункта 12 статьи 24 Устава муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, исполняющий обязанности главы Администрации обладает всеми правами и обязанностями, установленными для главы Администрации федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, настоящим Уставом и муниципальными нормативно-правовыми актами (л.д. 24 том 2).
Судом первой инстанции установлено, что исполняющим обязанности Главы администрации муниципального образования Смольнинское К.А.Ф. в представительный орган местного самоуправления представление об утверждении структуры местной администрации не направлял.
В соответствии со статьей 18 Устава муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, заседания Муниципального Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Срок оповещения, форма созыва и порядок ведения дел Муниципального Совета при проведении очередных заседаний определяются Регламентом заседаний Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское (л.д. 17 том 2).
Решением Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское шестого созыва N... от 11 декабря 2019 года утвержден регламент заседаний Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское (л.д.99 том 1).
Как следует из представленной в материалы дела копии регламента (л.д. 100-106 том 1), на открытом заседании Муниципального Совета кроме входящих в его состав депутатов имеют право присутствовать, в том числе, должностные лица местной Администрации муниципального образования Смольнинское (пункт 2.2 Регламента).
Внеочередное заседания Муниципального Совета созывается по инициативе Главы муниципального образования, либо Главы местной администрации, либо не менее чем одной трети избранных депутатов. Указанное требование не позднее, чем за пять дней направляется Главе муниципального образования (вручается лично, либо направляется по электронной почте, либо передается через сотрудников аппарата) в письменном виде с указанием предлагаемых к рассмотрению вопросов. Требование также должно содержать информацию о дате и времени внеочередного заседания Совета. Проекты юридических актов по предложенным вопросам должны быть направлены депутатам не позднее дня, предшествующего заседанию (пункт 3.5 Регламента).
Проект повестки дня заседания формируется Главой муниципального образования на основе поступивших в Совет предложений и проектов решений и утверждается процедурным решением Совета. При проведении внеочередных заседаний проект повестки дня формируется их инициаторами (п.5.1 Регламента).
Предложения по повестке дня могут вноситься Главой муниципального образования, депутатами, комиссиями Совета, иными субъектами в случаях, предусмотренных законодательством. Предложения по повестке дня могут вноситься депутатами непосредственно на заседании Совета при обсуждении повестки дня (пункт 5.2 Регламента).
Глава местной Администрации обязан предоставить Совету свое заключение при рассмотрении Советом проектов решений, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, если такие решения вносятся не главой местной Администрации (пункт 5.6 Регламента).
Решения, принятые Советом, подписываются Главой муниципального образования, в течение трех рабочих дней и публикуются на сайте Муниципального образования на следующий день после подписания (пункт 7.8 Регламента).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское N... от 23 сентября 2019 года зарегистрированы избранными депутатами муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва в количестве 20 человек, в том числе: Балтруков Д.Н, Кузнецова Е.М, Юферев Н.А, Мишкинис Е.Ю. (л.д. 173-174 том 2).
18 марта 2020 года состоялось заседание Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское шестого созыва, из протокола которого следует, что на заседании присутствовали: Глава муниципального образования Смольнинское, исполняющий полномочия Председателя Муниципального Совета пятого созыва Р.Г.М.; 11 депутатов Муниципального Совета из 20 избранных депутатов; главный специалист и руководитель аппарата Муниципального Совета; 8 жителей г.Санкт-Петербурга (л.д. 89-97 том 1).
На заседании Муниципального Совета от депутата Балтрукова Д.Н. после объявления проекта повестки дня было предложено включить в повестку дня рассмотрение вопроса о внесении изменений в решение Муниципального Cовета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года. По итогам голосования была утверждена повестка дня (л.д. 89-90 том 1).
В судебном заседании апелляционной инстанции заинтересованное лицо Юферев Н.А. подтвердил, что исполняющий обязанности Главы Администрации муниципального образования Смольнинское К.А.Ф. не был извещен о проведении заседания Муниципального Совета и о внесении в повестку дня вопроса о внесении изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года.
Из указанных обстоятельств следует, что представители Администрации муниципального образования Смольнинское на заседании Муниципального Совета не присутствовали, сведения о рассмотрении вопроса о внесение изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 не получали, с проектом решения ознакомлены не были, исполняющий обязанности главы Администрации был лишен возможности дать заключение по вопросу внесения изменений в решение Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское N... от 26 ноября 2014 года.
Федеральный закон N 131-ФЗ установил, что местной администрацией, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и имеющей в соответствии с уставом муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения, руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, которым является либо глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (части 1 и 2 статьи 37).
В данном случае, исходя из положений части 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, статей 22 и 25 Устава муниципального образования Смольнинское, при рассмотрении вопроса на заседании Муниципального Совета об изменении структуры администрации, участие исполняющего главы Администрации муниципального образования Смольнинское являлось обязательным.
Довод апелляционной жалобы заинтересованных лиц о том, что судом при рассмотрении дела не дана оценка тому обстоятельству, что депутатом Юферевом Н.А. были направлены запросы исполняющему обязанности главы Администрации о необходимости приведения структуры администрации в соответствии с действующим Уставом, статьей 24.1 которого предусмотрено наличие должности заместителя главы местной администрации в единственном числе, не имеет правового значения в связи с установленными судом первой инстанции нарушениями порядка утверждения структуры администрации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В силу статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа местного самоуправления (пункты 1 и 2 части 1).
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (часть 2).
Проанализировав приведенные выше федеральные законоположения в системном единстве с нормами Устава и Регламента, суд первой инстанции обоснованно усмотрел основания для удовлетворения заявленных требований, подробно и аргументировано изложив в судебном акте мотивы, по которым пришел к такому заключению.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 62 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, решением Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское пятого созыва N... от 19 июня 2019 года внесены в Устав муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, утвержденный решением Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское от 21 февраля 2013 года N.., изменения и дополнения, в том числе, в подпункт 1 статьи 24.1 главы 3 - после слова "заместителя" дополнить словом "(заместителей)". Настоящее решение направлено в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу для регистрации изменений и дополнений, вносимых в Устав муниципального образования муниципальный округ Смольнинское (л.д. 60-61 том 3).
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу отказано в государственной регистрации решения Муниципального Совета муниципального образования муниципальный округ Смольнинское от 19 июня 2019 года N...
Как следует из представленного в материалы дела заключения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу N... от 22 июля 2019 года, по результатам рассмотрения документов было установлено, что внесенными решением от 19 июня 2019 года N... изменениями в пункт 1 статьи 24.1 Устава устанавливается норма, согласно которой в структуре местной администрации допускается наличие нескольких должностей заместителя главы Местной администрации.
С учетом дополнения, внесенного Решением от 19 июня 2019 года N 290, создается неопределенность правового регулирования должностного положения заместителей главы Местной администрации, а также внутреннее противоречие норм статьи 24.1 Устава. Так, в Уставе отсутствует уточнение, какой из заместителей исполняет полномочия главы Местной администрации в установленных случаях, либо порядок наделения одного из заместителей такими полномочиями. По смыслу статьи 24.1 Устава при наличии нескольких заместителей допускается осуществление полномочий всеми заместителями главы Местной администрации на равных основаниях, при этом не предусмотрена компетенция по распределению полномочий главы Местной администрации между заместителями (л.д. 62-63 том 3).
Как следует из ответов управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу N... от 19 февраля 2021 года и прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга N... от 18 апреля 2021 года, в связи с непринятием мер Администрацией муниципального образования Смольнинское по сокращению должности второго заместителя главы местной администрации, оптимизации ее организационной структуры и экономии бюджетных средств прокурором Центрального района Санкт-Петербурга 11 февраля 2021 года исполняющему обязанности главы местной администрации муниципального образования Смольнинское внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, которое находится на рассмотрении (л.д. 53, 56-57 том 3).
Вместе с тем, изложенные судом первой инстанции в решении мотивы отклонения довода заинтересованных лиц о противоречии наличия двух заместителей Уставу муниципального образования, а именно статье 24.1 Устава, с учетом установленных судом обстоятельств, не влекут отмену решения суда.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию заинтересованных лиц с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтрукова Д. Н, Мишкинис Е. Ю, Юферева Н. А, Кузнецовой Е. М. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.