Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Поповой Е.И.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июня 2021 года административное дело N2а-3012/2020 по апелляционной жалобе З.Е.А. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу к З.Е.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу П.М.С, действующей на основании доверенности от 11 января 2021 года сроком до 31 декабря 2021 года, административного ответчика З.Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС России N2 по Санкт-Петербургу) обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с З.Е.А. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере "... " рубля, пени в размере "... " рублей "... " копеек.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N2 по Санкт-Петербургу указала, что от налогового агента ФКУ " "... "" поступила справка по форме 2-НДФЛ за 2016 год, в соответствии с которой административный ответчик получил доход в размере "... " рублей, облагаемый по ставке 13%, исчисленная сумма налога составила "... " рубля, в связи с чем налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление об уплате налога. Поскольку в установленный срок налог на доходы физических лиц З.Е.А. не уплатил, ему были начислены пени и направлено требование об уплате налога на доходы физических лиц, которое не исполнено; судебный приказ о взыскании с административного ответчика налога на доходы физических лиц был отменен в связи с поступившими возражениями от З.Е.А.(л.д.3-5).
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2020 года административный иск удовлетворен, с З.Е.А. в пользу МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере "... " рубля, пени в размере "... " рублей "... " копеек, в доход государства - государственная пошлина в размере "... " рубля "... " копеек (л.д. 66-72).
В апелляционной жалобе З.Е.А. просит решение отменить и в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции не установлено, является ли сумма по решению суда в размере "... " рублей суммой с учётом уже уплаченного налога или без учёта уплаты налога на доходы; отсутствует акт налоговой проверки; налоговым органом не представлено доказательств наличия у административного ответчика личного кабинета; уведомление об уплате налога от МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу не получал; административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением (л.д. 78-83).
Выслушав административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно пункту 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Приказом ФНС России от 30 октября 2015 года N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" установлена форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.
На основании данного приказа такой формой является справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Мирнинского городского суда Архангельской области по делу N... от 07 апреля 2016 года войсковая часть N... обязана выплатить З.Е.А. премию по итогам работы за ноябрь 2015 года в сумме "... " рублей, единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в размере "... " рублей за счет финансовых средств, выделенных Управлению финансового обеспечения Министерства обороны по Архангельской области, Республики Коми и НАО (л.д. 43-47).
В налоговую инспекцию от налогового агента ФКУ " "... "" поступила справка о доходах физического лица за 2016 год N... от 21 февраля 2017 года (по форме 2-НДФЛ), в которой был указан полученный З.Е.А. доход в размере "... " рублей, облагаемый налогом по ставке 13%, сумма налога, не удержанная налоговым агентом- "... " рубля (л.д. 9).
14 июля 2018 года МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу направила через личный кабинет налогоплательщика З.Е.А. налоговое уведомление N... об уплате налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, в сумме "... " рубля в срок не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 10).
30 января 2019 года МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу направила через личный кабинет налогоплательщика З.Е.А. налоговое требование N... по состоянию на 30 января 2019 года об уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере "... " рубля и пени в размере "... " рублей "... " копеек в срок до 19 марта 2019 года (л.д. 11, 12).
Мировым судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга 18 сентября 2019 года выдан судебный приказ N... о взыскании с З.Е.А. в пользу МИ ФНС России N2 по Санкт-Петербургу недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2017 год в размере "... " рубля и пени в размере "... " рублей "... " копеек, государственной пошлины в размере "... " рублей, который отменен определением этого же мирового судьи 03 марта 2020 года в связи с поступившими возражениями З.Е.А. (л.д. 6).
23 июня 2020 года МИ ФНС России N2 по Санкт-Петербургу обратилась к мировому судье судебного участка N... Санкт-Петербурга с заявлением об исправлении описок в судебном приказе от 18 сентября 2019 года и в определении об отмене судебного приказа от 03 марта 2020 года по административному делу N...
26 июня 2020 года мировым судьёй судебного участка N... Санкт-Петербурга вынесены определения об исправлении описок в судебном приказе от 18 сентября 2019 года и в определении об отмене судебного приказа от 03 марта 2020 года по административному делу N... (л.д.86, дело N... л.д.19-20).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов установлены статьей 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога в соответствии со статьей 226.1 поименованного Кодекса налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат:
- одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога;
- даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.
При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, за исключением доходов: в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг; в виде дивидендов и процентов; в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса; в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
Согласно части 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
Согласно приложению к приказу ФНС России от 10 сентября 2015 года N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" код 2000 - это вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание, денежное довольствие, не подпадающее под действие пункта 29 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера).
Налоговым периодом согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговая ставка по НДФЛ установлена пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 13 процентов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога и пени направлено З.Е.А. В.Ю. через личный кабинет налогоплательщика и получено им 02 февраля 2019 года, то есть в установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с требованием З.Е.А. обязан оплатить налог на доходы физических лиц и пени в срок до 19 марта 2019 года.
Судебный приказ о взыскании с З.Е.А. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2016 год и пени вынесен мировым судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга 18 сентября 2019 года, то есть в установленный шестимесячный срок.
Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга 03 марта 2020 года.
Административное исковое заявление подано в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга 22 июня 2020 года, то есть в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств оплаты налога на доходы физических лиц за 2016 год.
В решении Мирнинского городского суда Архангельской области по делу N... от 07 апреля 2016 года не указано, что войсковая часть N... обязана выплатить З.Е.А. премию по итогам работы за ноябрь 2015 года в сумме "... " рублей, единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в размере "... " рублей без удержания налога на доходы физических лиц (л.д.175-176).
В соответствии с платежным поручением N... З.Е.А. по исполнительному листу по делу N... перечислено 16 сентября 2016 года "... " рублей (л.д.177).
В соответствии с письмом от 16 сентября 2016 года ФКУ " "... "" направило З.Е.А. справку о доходах физических лиц за 2016 год, в которой указана сумма дохода в размере "... " рублей "... " копеек, налоговая база - "... " рублей "... " копеек, исчисленная сумма налога "... " рублей, сумма удержанного и перечисленного налога - "... " рублей, сумма налога, не удержанного налоговым агентом, "... " рубля (л.д.171, 178).
Представленная ФКУ " "... "" справка 2-НДФЛ за 2016 год З.Е.А. в установленном порядке не оспорена и не признана недействительной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки на доходы физических лиц за 2016 год в сумме "... " рубля.
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (постановление от 17.12.1996 N 20-П, определение от 08.02.2007 N 381-О-П).
Пени по налогу на доходы физических лиц за 2016 год административным истцом начислены за период с 24 декабря 2018 года по 29 января 2019 года (37 дней) в сумме "... " рублей "... " копеек ("... " (ставка рефинансирования): "... ").
Расчет налога и пени апелляционной инстанцией проверен, арифметических ошибок не содержит, административным ответчиком не оспорен.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии со статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "... " рублей.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении налогового уведомления и требования в связи с отсутствием регистрации и доступа к личному кабинету налогоплательщика опровергаются материалами дела.
В силу части 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В силу части 2 названной статьи личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Аналогичные положения содержатся в Приказе Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года NММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ).
Так, в силу пункта 18 Приказа физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 19 Приказа физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, бесплатно формирует в личном кабинете налогоплательщика усиленную неквалифицирован-ную электронную подпись и выбирает один из способов ее хранения: "ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя" либо "ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России".
В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика.
Исходя из пункта 23 Приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
В регистрационной карте на предоставление услуг интернет-сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" имеется подпись З.Е.А. и дата открытия личного кабинета- 9 августа 2013 года, логин и первичный пароль пользователя (л.д.132-133).
Представленные административным истцом скриншопы сервиса Личный кабинет физического лица З.Е.А. подтверждают получение административным ответчиком налогового уведомления N... и требования N... (л.д.123-129).
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.Е.А.- без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.