Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" (далее - ООО "Дом-Сервис") Ходоровича А.В. на вступившие в законную силу постановление консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 20 декабря 2019 года, решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 24 марта 2021 года и решение судьи Калининградского областного суда от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении ООО "Дом-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением консультанта отдела административно-технического надзора департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов Калининградской области от 20 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Калининграда от 24 марта 2021 года и решением судьи Калининградского областного суда от 18 мая 2021 года, ООО "Дом-Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Дом-Сервис" Ходорович А.В. просит вышеуказанные постановление должностного лица и судебные акты отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 стати 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее по тексту Правила), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пункт 3.7.4. Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Судебными инстанциями установлено, что ООО "Дом-Сервис" в соответствии с реестром мест накопления (сбора) ТКО на территории городского округа "Город Калининград" является организацией - собственником места накопления ТКО по адресу г.Калининград, ул.Аллея Смелых, д.198 Б.
01 ноября 2019 года при проведении осмотров (обследовании. территории места накопления ТКО с адресным ориентиром - ул. Аллея Смелых, д. 198 Б в г. Калининграде, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства территория места (площадки) накопления ТКО не оборудована твердым покрытием, отсутствует ограждение с трех сторон, контейнер для сбора ТКО находится на открытом грунте, имеет место нахождения отходов производства потребления (отходы коммунальные твердые код ФККО 731 000 00 00 (в том числе использованных автомобильных покрышек (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные код ФКК 921 130 02 50 4) на открытом грунте и на зеленой зоне.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, бездействие ООО "Дом-Сервис" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ООО "Дом-Сервис" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения основан на ошибочном толковании норм материального права и правомерно признан несостоятельным по итогам рассмотрения жалоб на постановление о назначении административного наказания.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Дом-Сервис" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Дом-Сервис" ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, с применением положений в пределах санкции частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 20 декабря 2019 года, решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 24 марта 2021 года и решение судьи Калининградского областного суда от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" Ходоровича А.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.