Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга и Тихонова К.В. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года (N 2а-2515/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июня 2021 года (N 33а-11395/2021) по административному исковому заявлению Тихонова К.В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения Тихонова К.В. и представителя Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга Блохиной Т.А, поддержавших доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тихонов К.В. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка N от 2 декабря 2020 года; обязать Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка. В обоснование заявленных требований Тихонов К.В. указал, что 20 октября 2020 года обратился в Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, в чем ему решением N от 2 декабря 2020 года было отказано на основании того, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не учтены сведения, поименованные в пункте 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе". Административный истец полагал, что указанное нормативное положение не обязывает отражать такие данные в схеме, пунктом 6 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 установлен исчерпывающий перечень сведений и графической информации, которые приведены в схеме.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июня 2021 года, административный иск Тихонова К.В. удовлетворен частично. Признано незаконным решение Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка N от 2 декабря 2020 года. На Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга возложена обязанность незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу принять одно из решений, предусмотренных положением статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации без учета положений подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления от 20 октября 2020 года N. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июня 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 24 сентября 2021 года, Тихонов К.В. ставит вопрос об отмене судебных актов в части определенного судом способа восстановления нарушенного права, полагая необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, настаивая на доводах административного иска.
В кассационной жалобе на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июня 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 25 октября 2021 года, Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что 20 октября 2020 года Тихонов К.В. обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением копии паспорта и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка.
2 октября 2020 года решением Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга N Тихонову К.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании положений подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная с заявлением схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, определенным подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема должна изготавливаться при учете положений пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что поскольку законодательство не требует от заявителя представления документов, свидетельствующих об исполнении требований пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, то следует исходить из положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть из презумпции соблюдения данных указаний; оспариваемое решение не отвечает требованиям закона, поскольку без должных к тому оснований ограничило право административного истца.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 года N762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее- Требования).
В соответствии с пунктом 6 указанных Требований в схеме расположения земельного участка приводятся:
-условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
-проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
-список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
-изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
-сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Пунктом 4 Требований установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
-утвержденных документов территориального планирования;
-правил землепользования и застройки;
-проектов планировки территории;
-землеустроительной документации;
-положения об особо охраняемой природной территории;
-о зонах с особыми условиями использования территории;
-о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
-о местоположении границ земельных участков, -о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного Кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что, судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
Как следует из материалов дела, основанием оспариваемого Тихоновым К.В. отказа Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось изготовление им схемы расположения земельного участка без учета положений пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, в частности документов территориального планирования, сведений о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях и т.д.
Разрешая спор и признавая отказ незаконным, суды исходили из того, что законодательство не требует от заявителя представления документов, свидетельствующих об исполнении требований пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, в то время как административный ответчик таких документов от Тихонова К.В. не требовал.
Учитывались ли Тихоновым К.В. положения пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 при изготовлении схемы расположения земельного участка судами не установлено, равно как и являлись ли данные обстоятельства препятствием к утверждению Комитетом имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга представленной им схемы.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, суды не выполнили.
Учитывая, что судами обеих инстанций допущены нарушения норм процессуального права, повлекшие принятие неправильного судебного акта, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Вологодский городской суд Вологодской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июня 2021 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Тихонова К.В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании решения Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка N от 2 декабря 2020 года направить на новое рассмотрение в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.