Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ломоносовой А. Б. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июля 2021 года по административному делу N 2а-2288/2021 по административному исковому заявлению Ломоносовой А. Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании отказа незаконным, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения представителя Ломоносовой А.Б. Найбауэр Е.И, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ломоносова А.Б. обратилась в Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просила признать незаконным отказ Всеволожского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области в исполнении постановления судебного пристава - исполнителя от 28.08.2019 года о регистрации перехода права и обязать Всеволожский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области исполнить постановление, произвести регистрацию перехода права 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, с кадастровым номером N и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенных по адресу: "адрес", "адрес" в собственность Тимковой Ю.В.
В обоснование требований указала, что обратилась к административному ответчику с заявлением об исполнении постановления судебного пристава - исполнителя, произвести переход права собственности на недвижимое имущество. Совместно с заявлением поданы постановление судебного пристава - исполнителя, предложение об оплате государственной пошлины, 6 квитанций государственной пошлины. Письмом Управления Росреестра по Ленинградской области от 08.10.2020 в удовлетворении заявления было отказано, на том основании, что данное заявление не может являться основанием для проведения регистрационных действий, поскольку не отвечает требованиям Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июля 2021 года, в удовлетворении требований Ломоносовой А.Б. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 сентября 2021 года через Всеволожский городской суд Ленинградской области, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 05 октября 2021 года Ломоносова А.Б. просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и указав, что постановления судебного пристава - исполнителя обязательны к исполнению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Из материалов дела следует, что 25 марта 2020 года Всеволожским городским судом Ленинградской области был выдан исполнительный лист об исполнении решения суда по применению последствий недействительности ничтожной сделки - заключенного 20 августа 2015 года между Тимковой Ю.В. и Тимковой Т.А. договора дарения 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, с кадастровым номером N и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенные по адресу: "адрес", "адрес" по гражданскому делу по иску Ломоносовой А.Б. к Тимковой Ю.В, Тимковой Т.А. о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки. (л.д. 109)
Постановлением судебного пристава - исполнителя Всеволожского РОСП Семеновой С.Б. от 28.08.2019 г, постановлено обязать Управление Росреестра Всеволожского района по Ленинградской области зарегистрировать государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество по решению Всеволожского городского суда N 2-1767/2017, а именно: применить последствия недействительности ничтожной сделки - заключенного 20 августа 2015 года между Тимковой Ю.В. и Тимковой Т.А. договора дарения 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, с кадастровым номером N и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенные по адресу: "адрес"
Судами установлено, что административный истец 28.08.2020 г. обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением об исполнении постановления судебного пристава - исполнителя от 28.08.2019 г, произвести регистрацию права собственности на недвижимое имущество, а именно: произвести переход права собственности Тимковой Ю.В. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, с кадастровым номером N и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенные по адресу: "адрес", "адрес" К указанному заявлению были приложены постановление судебного пристава - исполнителя от 28.08.2019 г, копия предложения об оплате государственной пошлины, 6 квитанций об оплате государственной пошлины за переход права собственности.
В порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письмом от 08.10.2020 N 1/04-2111/20исх, Ломоносовой А.Б. отказано в регистрации перехода указанного права. Данным письмом от 08.10.2020г. административному истцу сообщено, что судебный пристав - исполнитель в орган, осуществляющий государственную регистрацию, не обращался, документы, необходимые для государственной регистрации, в установленном законом порядке не представил. В том числе не были предоставлены документы подтверждающие оплату государственной пошлины, а также заверенное надлежащим образом постановление о государственной регистрации недвижимого имущества за взыскателем от 28.08.2019 г. Таким образом, не были исполнены указания закона о надлежащей форме обращения, при этом заявление административного истца о регистрации перехода права собственности, направленное административному ответчику 28.08.2020г, не отвечало требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что административным ответчиком приняты меры по рассмотрению обращения гражданина, должностными лицами в пределах своих полномочий подготовлен и направлен соответствующий письменный ответ, сроки предоставленные законом для рассмотрения обращения нарушены не были.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
В силу частей 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указан в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". К таким основаниям, в частности, относятся договоры другие сделки (пункт 2), вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5), межевой план, технический план или акт обследования, карта-план территории (пункт 7), иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствие с положениями ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав - исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:
требование государственной регистрации содержится в судебном акте;
судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;
Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Абзацем 3 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" определено, что судебный пристав-исполнитель также вправе обратиться к другой стороне сделки по отчуждению недвижимого имущества, в которой приобретателем является должник, с предложением совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности. При согласии другой стороны сделки на совершение этих действий в регистрирующий орган наряду с ее заявлением представляется постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона об исполнительном производстве.
Согласно п.4.3.1 Соглашения от 10.07.2015 "О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФССП России N0007/20, Росреестра N25) судебный пристав-исполнитель, вынесший соответствующее постановление о проведении государственной регистрации права собственности на имущество (иного имущественного права), вправе лично представлять необходимые для государственной регистрации прав документы.
Судами установлено и не оспаривается заявителем, что судебный пристав - исполнитель в орган, осуществляющий государственную регистрацию, не обращался, документы необходимые для государственной регистрации, в установленном законом порядке не представил. В том числе не были предоставлены документы подтверждающие оплату государственной пошлины, а также заверенное надлежащим образом постановление о государственной регистрации недвижимого имущества за взыскателем от 28.08.2019г.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что не были исполнены указания закона о надлежащей форме обращения, при этом заявление административного истца о регистрации перехода права собственности, направленное административному ответчику 28.08.2020г, не отвечало требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены решения суда, апелляционного определения не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела.
Вопреки доводам заявителей, выводы, изложенные в решении суда, апелляционном определения мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июля 2021 года по административному делу N 2а-2288/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Ломоносовой А. Б. - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июля 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.