Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Караказака А.М, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2021 года (N 2а-1791/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года (N 33а-4311/2021) по административному исковому заявлению Караказака А.М. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения участвующего в судебном заседании с помощью систем видеоконференц-связи Караказака А.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Караказак А.М. обратился в суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000 рублей. В обоснование требований, с учетом произведенных при рассмотрении дела уточнений, указал, что 13 сентября 2018 года прибыл в ФКУ ИК-19 и был размещен в общежитие здания отряда N 3, где в отношении него был допущен ряд нарушений условий его содержания.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2021 года требования Караказака А.М. к ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворены частично. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Караказака А.М. компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в размере 30 000 рублей. В удовлетворении требований Караказака А.М. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2021 года отменено в части рассмотренных требований Караказака А.М. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 15 сентября 2018 года по 26 января 2020 года Производство по административному делу в указанной части прекращено. В остальной части решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 4 октября 2021 года, Караказак А.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и настаивая на доводах административного иска.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 28 сентября 2021 года, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов с принятием нового об отказе в удовлетворении иска, настаивания на отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено, что Караказак А.М. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 15 сентября 2018 года, будучи размещенным в отряде N 3 секции N 2.
Отряд N 3 расположен в двухэтажном отдельно стоящем здании на втором этаже, имеет отдельный вход, оборудован необходимыми помещениями и объектами коммунально-бытового назначения. В отряде имеются три спальных помещения, комната воспитательной работы, комната приема пищи, 2 умывальные комнаты, 2 туалетных помещения, кабинет начальника отряда, каптерки, три сушильных комнаты, комната быта.
В период своего содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Караказак А.М. полагал нарушенными в отношении него условия содержания, в связи с чем, обратился в суд с требованиями о признании нарушения статьи 3 Европейской Конвенции по правам человека условиями содержания в названных исправительных учреждениях, присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей.
Исходя из того, что указанные административным истцом в иске обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, носят длящийся характер, суд первой инстанции пришел к выводу, что у ФКУ ИК-19 сохраняется обязанность в течение всего срока отбывания истцом наказания совершить определенные действия по недопущению нарушений условий содержания истца, в связи с чем не нашел оснований для признания пропущенного истцом срока обращения в суд.
Не согласившись с данным выводом, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указал, что сведений об обращении Караказака А.М. с жалобой в Европейский Суд по правам человека материалы дела не содержат, обращение Караказака А.М. в суд первой инстанции обусловлено нарушением прав административного истца ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с начала периода его отбывания наказания, а именно с 15 сентября 2018 года, в связи с чем у Караказака А.М. отсутствует право на обращение в суд с административным иском в части требований к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 15 сентября 2018 года по 26 января 2020 года.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 194, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о прекращении производства по административному делу по административному иску Караказака А.М. о признании условий содержания в исправительном учреждений ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми ненадлежащими, присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в названном учреждении в период с 15 сентября 2018 года по 26 января 2020 года.
С такими суждениями суд кассационной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ) и применяются с 27 января 2020 года.
В соответствии с частью 2 статьи 5 указанного Федерального закона в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 указанного кодекса, положениями части 1 статьи 218 которого гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В то же время, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Исключение из указанного правила предусмотрел федеральный законодатель в Федеральном законе от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ для лиц, подавших в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона (180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020), Верховным Судом Российской Федерации приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из которого также следует, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения, за исключением лиц, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем Суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты.
Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27 января 2020 года), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27 января 2020 года, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у отбывающего наказание Караказака А.М. права на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и наличии предусмотренных статьями 194, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для прекращения производства по делу в части требований нельзя признать правильными.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года нельзя признать законным, так как оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для его отмены в кассационном порядке с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 августа 2021 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Караказака А.М. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 8 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.