Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 августа 2021 года по административному исковому заявлению Кузнецова С. С. к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
По первой инстанции решение вынесено Ленинским районным судом Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 года по административному делу N 2а-328/2021
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - Мишаковой М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения Кузнецова С.С. и его представителя Дубровина А.В, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов С.С. обратился в суд с административным иском к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации Адмиралтейского района от 24.08.2020 N 2437 от 24.08.2020 в части снятия истца с учета граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований Кузнецов С.С. указал, что в 1989 году проживал в коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с переездом 30 ноября 2004 года был зарегистрирован по адресу: "адрес", "адрес", где проживает по настоящее время. 19 мая 2017 года на основании распоряжения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", признана непригодной для проживания в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 24 августа 2020 года снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". По мнению административного истца, распоряжение является незаконным, так как его жилищные условия с момента постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не улучшились и основания для снятия его с учета отсутствовали.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Кузнецова С.С. отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 августа 2021 года решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым суд постановилпризнать незаконным решение администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 24 августа 2020 года N 2437 о снятии Кузнецова С.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях. Обязать администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга восстановить Кузнецова С.С. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в даты первоначальной постановки на учет.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Материалами дела подтверждается, что семья Кузнецовой Э.М. (бабушка административного истца) в составе семьи из четырех человек, в том числе, отец административного истца Кузнецова С.С. - Кузнецов С.В, занимала две комнаты площадью 29, 10 кв.м (18, 50 кв.м+10, 60 кв.м) в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 99, 93 кв.м (л.д. 92).
13 апреля 1989 года семья Кузнецовой Э.М. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как проживающие в жилом помещении непригодном для проживания (л.д. 31).
18 мая 2000 года в комнаты, расположенные по адресу: "адрес", "адрес", Кузнецов С.С. был вселен в качестве члена семьи (л.д.69).
На основании распоряжения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 8 июня 2020 года Кузнецов С.С. был включен с рождения в учётное дело своей семьи (л.д. 34).
02 декабря 2003 года Кузнецов С.С. снят с регистрационного учета по адресу "адрес", "адрес", в связи с переменой места жительства и встал на учет по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 67, 2 кв.м, которая принадлежала его бабушке - Миняевой Т.В. и матери - Дубровиной М.В. в равных долях на основании договора передачи в собственность N 18288 от 22 января 2001 года, которая в дальнейшем была продана (л.д. 89).
В соответствии с договором купли-продажи N7491-К 1 02 ноября 2004 года Кузнецов С.С, его бабушка Миняева Т.В. и мать Дубровина М.В. приобрели отдельную трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 91, 7 кв.м, в равных долях по 1/3 доли, где зарегистрированы: административный истец Кузнецов С.С. и Дубровина М.В. - с 30 ноября 2004 года, Миняева Т.В. - с 31 ноября 2004 года, муж Миняевой Т.В. Корх О.А. - с 01 апреля 2014 года (л.д. 64).
Распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт- Петербурга от 19 мая 2017 года N 1282 квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", признана непригодной для проживания и подлежащем проведению ремонтно-восстановительных работ с целью дальнейшего использования под жилые цели (л.д 9-10).
Распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт- Петербурга от 24 августа 2020 года N 2437 административный истец Кузнецов С.С. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с утратой оснований состоять на учете (л.д.7):
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что доля административного истца в квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", превышает норму предоставления, а распоряжением -администрации-Адмиралтейского района Санкт-Петербурга указанная квартира признана подлежащей проведению ремонтно- восстановительных работ, то административный истец вправе требовать заключения с ним договора социального найма жилого помещения маневренного фонда на период до завершения капитального ремонта.
Указанные выводы суда являются ошибочными.
Статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Административный истец принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма в соответствии с решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N712/6 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде", как лицо, проживающее жилом помещении, не пригодном для проживания (л.д.47).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт- Петербурга от 19 мая 2017 года N 1282 квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 139, кв. 6, признана непригодной для проживания (л.д 9-10).
Как следует из содержания оспариваемого распоряжения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 24 августа 2020 года N2437 и уведомления администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 25 августа 2020 года, административный истец снят с учета, поскольку с 02 декабря 2003 года он зарегистрирован в отдельной квартире общей площадью 67, 2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", в которой обеспеченность административного истца и членов его семьи составляла 22, 40 кв.м, что превышает норму предоставления, которая в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена в размере 18 кв.м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (л.д. 7, 8).
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Санкт- Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт- Петербурге" актуализация данных проводится уполномоченным органом ежегодно и при подготовке документов для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
На дату принятия оспариваемого распоряжения административный истец более 15 лет не проживал в квартире, расположенной по адресу: "адрес" "адрес", обеспеченность в которой административного истца и членов его семьи явилась основанием для снятия его с учёта.
Между тем, принимая 24 августа 2020 года распоряжение о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга должна была учитывать жилищную обеспеченность административного истца в квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", которая распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт- Петербурга от 19 мая 2017 года N 1282 признана непригодной для проживания, и в которой административный истец проживает с 30 ноября 2004 года (л.д.д.56).
Несвоевременное исполнение административным ответчиком возложенных на него обязанностей не может быть положено в вину административному истцу и являться основанием для снятия его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии оснований состоять на таком учете.
При таких обстоятельствах, решение администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о снятии Кузнецова С.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 2 и 3 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая изложенное, решение суда как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, было отменено с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на злоупотребление истцом правом и отказ от предоставления доступа в занимаемое жилое помещение для проведения капитального ремонта не могут служить основанием для отмены апелляционного определения.
Как указано в кассационной жалобе, связи с отсутствием доступа в "адрес" администрация была вынуждена обратиться в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском об обеспечении доступа к общедомовому имуществу, расположенному в "адрес", и выселении семьи истца в жилое помещение маневренного фонда на время проведения ремонтных работ - в трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес", "адрес" (далее - квартира). 18.02.2021 иск администрации был удовлетворен. На решение суда ответчиками была подана апелляционная жалоба.
В случае признания в установленном порядке "адрес" пригодной для проживания, в связи с обеспеченностью каждого члена истца общей площадью более нормы предоставления площади жилого помещения, основания для нахождения истца на учете и для получения содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий будут утрачены.
В настоящее время основания для принятия такого решения отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 августа 2021 года по административному исковому заявлению Кузнецова С. С. к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 августа 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.