Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Савельева М. А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2021 года по административному делу N 2а-929/2021 по административному исковому заявлению Савельева М. А. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, военному комиссару Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д. А, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решений, действия, бездействия, протокола, признании законным и обоснованным решения, обязании устранить нарушения, совершить действия, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Савельева М.А, его представителя - Кулешова Г.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - Саакян Л.А, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савельев М.А. обратился 24 июля 2020 года в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, военному комиссару Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д. А, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", призывной комиссии Санкт- Петербурга, после неоднократного изменения административных исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просил суд (л.д. 2-8, 159-163, 183- 187, 228-231 т. 1):
1. Признать незаконными и необоснованными действия (бездействие) и решения, выразившиеся в:
- несвоевременном (спустя почти 5 лет) доведении до сведения Савельева М. А. решения комиссии по постановке граждан на воинский учет от 31 марта 2015 года о признании его ограниченно годным к военной службе и несвоевременном разъяснении ему обязанностей по воинскому учету;
- непредставлении решения комиссии по постановке граждан на воинский учет от 31 марта 2015 года в призывную комиссию Московского района и призывную комиссию г. Санкт-Петербурга для рассмотрения и утверждения вопроса о зачислении Савельева М. А. в запас;
- невыдаче военного билета Савельеву М. А. по результатам решения комиссии по постановке граждан на воинский учет от 31 марта 2015 года;
- вызовах Савельева М. А. в период с 31 марта 2015 года по 3 февраля 2020 года по повесткам военного комиссара Московского района и направлении его на медицинское освидетельствование в качестве (правовом статусе) призывника;
- несвоевременном (спустя почти 3 года и 3 месяца) доведении до сведения Савельева А. М. (объявлении ему) решения от 12 декабря 2016 года о признании его ограниченно годным к военной службе и несвоевременном разъяснении ему обязанностей по воинскому учету;
- непредставлении решения призывной комиссии Московского района от 12 декабря 2016 года в призывную комиссию Санкт-Петербурга для рассмотрения и утверждения вопроса о зачислении Савельева М. А. в запас;
- невыдаче военного билета Савельеву М. А. по результатам решения призывной комиссии от 12 декабря 2016 года;
- выдаче Савельеву М. А. 9 января 2020 года приписного свидетельства - удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, серии СА N N, с указанной в нем датой выдачи 31 марта 2015 года;
- отказах военного комиссара Московского района в удовлетворении обращений с просьбами о выдаче Савельеву М. А. военного билета, поданных в адрес указанного должностного лица в период с 4 декабря 2019 года по 3 июня 2020 года: от 20 января 2020 года, 21 января 2020 года, 1 1 февраля 2020 года, 1 8 июня 2020 года;
- в постановке Савельева М. А. на воинский учет в качестве призывника (с выдачей ему 9 января 2020 года приписного свидетельства - удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, серии СА N N);
2. Признать законным и обоснованным решение призывной комиссии от 12 декабря 2016 года о зачислении Савельева МА. в запас;
3. Признать незаконным, необоснованным и подлежащими отмене действия и решение призывной комиссии Санкт-Петербурга от 30 декабря 2016 года, а также протокол заседания от 30 декабря 2016 года N58 о вызове Савельева М. А. на очное контрольное медицинское освидетельствование;
4. Обязать:
- устранить ранее допущенные нарушения закона, повлекшие ущемление его конституционных прав, свобод и интересов;
- организовать и обеспечить оформление и выдачу военного билета без ущемления законных прав и свобод.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решение призывной комиссии о постановке на воинский учет от 31 марта 2015 года своевременно не объявлено, обязанности по воинскому учету не разъяснены. Приписное свидетельство выдано лишь 9 января 2020 года. О решении призывной комиссии от 12 декабря 2016 года о зачислении в запас Савельев М.А. узнал только 4 февраля 2020 года. Мер по направлению решения от 12 декабря 2016 года на утверждение в призывную комиссию Санкт-Петербурга призывная комиссии не принимала, оформление и выдача военного билета не организованы.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2021 года, отказано в удовлетворении заявленных требований.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела и личного дела призывника Савельев М.А, ДД.ММ.ГГГГ, с 31 марта 2015 года состоит на учете в Военном комиссариате Московского района Санкт-Петербурга (л.д. 60-63 т. 2).
9 декабря 2016 года Савельев М. А. прошел медицинское освидетельствование в Военном комиссариате Московского района Санкт- Петербурга (л.д. 79 т. 1).
Решением призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, от 12 декабря 2016 года Савельев М. А. признан ограниченно годным к военной службе с установлении категория годности "В".
Решением призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, от 12 декабря 2016 года, протокол N47/16/527 административный истец освобожден от призыва и зачислен запас на основании подпункта А пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (л.д. 42 т. 1).
Решением призывной комиссии Санкт-Петербурга, оформленным протоколом N58 от 30 декабря 2016 года, решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, от 12 декабря 2016 года не утверждено. Савельеву М. А. указано явиться на очное контрольное освидетельствование (л.д. 170 т. 1).
14 апреля 2019 года Савельев М.А. прошел медицинское освидетельствование в Военном комиссариате Московского района Санкт- Петербурга (л.д. 79 т. 1). После освидетельствования призывная комиссия какого-либо решения не приняла.
4 декабря 2019 года представитель административного истца Кулешов Г. П. обратился с заявлением, вх. N552-ж (л.д. 114-117 т. 1), в котором просил:
- объявить информацию о решении, принятом в отношении Савельева М. А. в 2015 году комиссией по постановке граждан на воинский учет Военного комиссариат Московского района;
- выдать копию решения, вынесенного в 2015 году комиссией по постановке граждан на воинский учет Военного комиссариат Московского района;
- выдать копию удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписного свидетельства), выданного (подлежащего выдаче) Савельеву М. А. по результатам его медицинского обследования в 2015 году;
- выдать копию решения призывной комиссии, вынесенного в отношении Савельева М.А. 18 апреля 2019 года;
- документы, представленные с заявлением, приобщить к личному делу призывника Савельева М. А.;
- для определения категории годности Савельева М. л\. к военной службе по состоянию здоровья, провести повторное медицинское обследование с учетом всех данных, содержащихся в медицинских документах, прилагаемых к заявлению, а также представленных ранее в Военный комиссариат Московского района Санкт-Петербурга, врачам призывной комиссии и врачам комиссии по постановке граждан на воинский учет;
- по результатам повторного медицинского обследования определить правовой статус Савельева М. А, для чего выдать подлинник удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписного свидетельства) либо военный билет, либо иной документ, предусмотренный действующим законодательством и устанавливающий статус гражданина в качестве призывника, военнообязанного запаса либо лица, не подлежащего призыву на военную службу.
Из ответа военного комиссара Московского района Санкт-Петербурга от 30 декабря 2019 года за исх. Nюр/3889 следует, что представителю административного истца разъяснен порядок получения выписки из книги протоколов заседаний призывной комиссии, удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, порядок приобщения к личному делу медицинских документов. Дополнительно сообщено о том, что в 2019 году решения призывной комиссий в отношении Савельева М.А. не принимались.
9 декабря 2019 года Савельев М. А. обратился к военному комиссару Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д. А. с заявлением о получении копии решения призывной комиссии о признании его годным к военной службе по состоянию здоровью с незначительными ограничениями, категория "данные изъяты", подлинника удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, направлений на дополнительные медицинские обследования (л.д. 57, 110 т. 1).
В ответ на указанное заявление 26 декабря 2019 года военным комиссаром Московского района Санкт-Петербурга Дегтеревым Д. А. дан ответ за исх. Nюр/3862, согласно которому решений в отношении Савельева М.А. не принималось, разъяснен порядок получения удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (л.д. 111 т. 1).
9 декабря 2019 года с заявлением о получении копии решения призывной комиссии о признании годным к военной службе по состоянию здоровью с незначительными ограничениями, категория Б-3, подлинника удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, направлений на дополнительные медицинские обследования к военному комиссару Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д.А. обратился представитель Савельева М.А. Кулешов Г.П. (л.д. 58, 112 т. 1).
Согласно ответу военного комиссара Московского района Санкт- Петербурга Дегтерева Д.А. за исх. Nюр/3896 до сведения Кулешова Г.П. доведено, что решений в отношении Савельева М.А. не принималось, разъяснен порядок получения удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (л.д. 113 т. 1).
10 января 2020 года представитель административного истца Кулешов Г.П. обратился к военному комиссару Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д.А. с заявлениями, в которых просил выдать надлежаще заверенную копию решения комиссии по первичной постановке на воинский учет Московского района Санкт-Петербурга, копии решений, вынесенных в марте-апреле 2015 года и в апреле 2019 года, военный билет в качестве единственного документа воинского учета, ознакомиться с личным делом призывника (л.д. 59, 60 т. 1).
20 января 2020 года военным комиссаром Московского района Санкт- Петербурга Дегтеревым Д. А. дан ответ Савельеву М. А. за исх. Nюр/84, согласно которому имеющаяся у Кулешова Г.П. доверенность не дает ему право на представление интересов в Военном комиссариате Московского района Санкт-Петербурга. Сообщено, что призывной комиссией решения в 2015 и 2019 годах в отношении административного истца не принимались (л.д. 63 т. 1).
21 января 2020 года представителю административного истца Кулешову Г.П. дан ответ за исх. Nюр/88, в котором отказано в запрашиваемом информации в связи с отсутствием соответствующих полномочий (л.д. 64 т. 1).
3 февраля 2020 года Кулешов Г. П. повторно обратился с заявлением о выдаче надлежаще заверенной копии решения комиссии по первичной постановке на воинский учет Московского района Санкт-Петербурга, копий решений, вынесенных в марте 2015 года, апреле 2015 года и в апреле 2019 года, военного билета в качестве единственного документа воинского учета, ознакомлении с личным делом призывника (л.д. 61 т. 1).
Из ответа военного комиссара Московского района Санкт-Петербурга Дегтерева Д. А. от 11 февраля 2020 года, исх. Nюр/356 следует, что Кулешову Г.П. сообщено, что решений в отношении Савельева М. А. в 2019 году не принималось, разъяснен порядок получения решения призывной комиссии от 2015 года, порядок ознакомления с материалами дела. Кроме того, представителю административного истца разъяснено, что поскольку решение о зачислении в запас Савельева М.А. не принято, военный билет не может быть выдан (л.д. 65 т. 1).
3 февраля 2020 года административному истцу выданы направления в Санкт-Петербургское ГБУЗ "Городская Мариинская больница" на R-графию грудного и поясничного отдела в 2-х проекциях и консультацию хирурга- ортопеда (л.д. 38 т.1) и в Санкт-Петербургское ГБУЗ "Городская поликлиника N48" на получение подробной выписки из амбулаторной карты с указание заболеваний, дат обращений и проведенного лечения (л.д. 39 т. 1).
3 июня 2020 года Савельев М. А. обратился к военному комиссару Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д.А. с заявлением о выдаче военного билета на основании решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, от 12 декабря 2016 года (л.д. 62 т. 1).
Ответом военного комиссара Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д. А. от 18 июня 2020 года, исх. N1/1255 сообщено, что решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, от 12 декабря 2016 года не было утверждено призывной комиссией Санкт-Петербурга, в связи с чем, военный билет не может быть выдан на основании названного решения (л.д. 43 т.1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконным решения призывной комиссии, а также действия по постановке на воинский учет, бездействия административного ответчика, выразившегося в несвоевременном доведении до сведения Савельева М. А. решения комиссии по постановке граждан на воинский учет от 31 марта 2015 года и несвоевременном доведении решения от 12 декабря 2016 года о признании его ограниченно годным к военной службе, в непредставлении решения комиссии по постановке граждан на воинский учет от 31 марта 2015 года в призывную комиссию Московского района и призывную комиссию г. Санкт- Петербурга для рассмотрения и утверждения вопроса о зачислении Савельева М. А. в запас, в невыдаче военного билета Савельеву М. А. по результатам решения комиссии по постановке граждан на воинский учет от 31 марта 2015 года судом не установлено. Также суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда признала данные выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Так, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Порядок проведения действий по призыву граждан на военную службу регламентируется Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663".
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 1 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лег комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 6 статьи 9 названного Федерального закона комиссия по постановке на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Статьей 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии
с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Таким образом, согласно вышеприведенным положениям решения призывных комиссий муниципальных образований подлежат соответствующей проверке. При этом, призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется па основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункт 6 Положения).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей- специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Так, материалами дела установлено, что решением призывной комиссии Санкт-Петербурга, протокол от 30 декабря 2016 года N58, решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, от 12 декабря 2016 года N47 отменено, Савельев М.А. вызван на очное контрольное медицинское освидетельствование (л.д. 170 т. 1).
Доказательств прохождения административным истцом контрольного медицинского освидетельствования в призывной комиссии Санкт-Петербурга не имеется.
Таким образом, действия и решения призывной комиссии Санкт- Петербурга соответствуют положениям пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
При этом решении призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, от 12.12.2016 года не имеет юридической силы и не подлежит исполнению, поскольку административный истец не прошел контрольное медицинское освидетельствование согласно решению призывной комиссии Санкт-Петербурга от 30.12.2016 года.
В соответствии с пунктом 5.1. статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:
удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
справка взамен военного билета.
Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им помимо документов, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, также персональные электронные карты.
Пунктом 7 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 (в редакции от 1 августа 2018 года) определено, что персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.
В соответствии с пунктом 14 указанного Положения о воинском учете, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат, в том числе, граждане не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет.
Из приведенных положений закона следует, что военный комиссариат города Санкт-Петербурга является органом, осуществляющим воинский учет, который приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" наделен правом хранить, заполнять и выдавать гражданам документы воинского учета - военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана.
Между тем, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что требования о признании незаконными отказов военного комиссара Московского района в удовлетворении обращений с просьбами о выдаче Савельеву М.А. военного билета, поданных в адрес указанного должностного лица в период с 4 декабря 2019 года по 3 июня 2020 года, от 20 января 2020 года, 21 января 2020 года, 11 февраля 2020 года, 18 июня 2020 года не могут быть удовлетворены, поскольку материалами дела установлено, что оснований для выдачи военного билета Савельеву М, А. у военного комиссара Московского района Дегтерева Д. А. не имелось.
Доводы административного истца о незаконности действий административного ответчика, выразившихся в вызовах Савельева М. А. в период с 31 марта 2015 года по 3 февраля 2020 года по повесткам военного комиссара Московского района и направлении его на медицинское освидетельствование в качестве (правовом статусе) призывника противоречат установленным по делу обстоятельствам, а также выше указанным нормативным положениям.
Таким образом, призывная комиссия действовала в рамках, предоставленных ей полномочий.
Также не может быть принят во внимание довод административного истца о несвоевременном (спустя почти 5 лет) доведении до сведения Савельева М. А. решения комиссии по постановке граждан на воинский учет от 31 марта 2015 года, поскольку как указывает сам административный истец в своем административном иске он неоднократно вызывался повестками для явки для прохождения мероприятий по призыву в период с 31 марта 2015 года по 3 февраля 2020 года.
Также судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ссылки административного истца на то, что приписное свидетельство - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, серии СЛ N1925004, было выдано 9 января 2020 года, а не 31 мая 2015 года, не могут служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку права административного истца указанное обстоятельство не нарушает.
Доводы жалобы, что суд неправомерно рассмотрел дело в отсутствии административного истца и его представителя, отсутствовавшего по причине болезни, не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку из материалов дела следует, что 19 января 2021 года суд уже откладывал рассмотрение дела по ходатайству представителя административного истца. О судебном заседании, состоявшимся 11 февраля 2021 года административный истец был извещен надлежащим образом.
В силу положений ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на суд возложена обязанность по извещению лиц, участвующих в административном деле о судебном заседании заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Савельев М.А. извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом телефонограммой (т.2 л.д. 9).
На основании статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле являются стороны, взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа, заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.
Таким образом, в случае ведения дел через представителей на основании статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороны обязаны сами извещать своих представителей о места и времени судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции правильно принял во внимание, что материалы дела содержат подробные пояснения административного истца относительно предмета спора, его оснований и обстоятельств дела, которые, по мнению административного истца, имеют значение для оценки правоотношений сторон.
Также судебная коллегия находит состоятельным вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд.
Как указывает административный истец, о решении призывной комиссии от 31 марта 2015 года о постановке на воинский учет ему стало известно 4 февраля 2020 года.
В административном иске Савельев М. А. указал, что о решении, вынесенном 12 декабря 2016 года, ему стало известно 4 февраля 2020 года.
Савельевым МА. к административному иску приложена выписка из книги протоколов заседаний призывной комиссии от 4 февраля 2020 года N1/277 (л.д. 42 т. 1).
Трехмесячный срок, установленный для подачи административного искового заявления, истек 4 мая 2020 года.
Таким образом, последним днем обращения в суд с требованиями об оспаривании бездействия следует признать 6 мая 2020 года, поскольку 4 мая 2020 года приходилось на нерабочий день.
Административное исковое заявление направлено по почте в суд 24 июля 2020 года (л.д. 45 т. 1), то есть за пределами срока, установленного частью 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2021 года по административному исковому заявлению Савельева М. А. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа Новоизмайловское, военному комиссару Московского района Санкт-Петербурга Дегтереву Д. А, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решений, действия, бездействия, протокола, признании законным и обоснованным решения, обязании устранить нарушения, совершить действия, взыскании судебных расходов, оставить без изменения, кассационную жалобу Савельева М. А. - без удовлетворения.
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.