Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области" на решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 марта 2021 года (N 2а-142/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 7 июля 2021 года (N33а-1815/2021) по административному исковому заявлению Иванова В.П. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 16 УФСИН России по Мурманской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и признании действий (бездействия) учреждения незаконными.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 16 Управления Федеральной службы исполнения наказании по Мурманской области" (далее - ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области), Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, денежных средств для проведения психической и физической реабилитации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, а также признании помещений и оборудования отряда строгих условий отбывания наказания ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области непригодными для длительного содержания осужденных, вынесении представления о прекращении пыток.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приговором Ломоносовского районного суда города Архангельска от 31 августа 2018 года он осужден по части 5 статьи 33, части 1 статьи 186 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Назначенное ему наказание он отбывает в ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области, с 27 декабря 2018 года содержится в отряде строгих условий отбывания наказания (далее - СУОН), где содержался в камерах NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, в настоящее время содержится в камере N 5. В камере N 5 отряда СУОН отсутствуют: полка для телевизора и помещение для просмотра телевизора; полка для бака с питьевой водой; комната для приема и приготовления пищи; полка для книг и документов; сушилки для белья, верхней одежды и обуви (при этом в прогулочном дворике отсутствует навес от дождя и не имеется достаточного количества сотрудников, чтобы завести его с прогулки своевременно в камеру). Шкаф для хранения продуктов сломан при обысках сотрудниками отдела безопасности, без дверей, не запираемый. В связи с отсутствием сушилки для белья вещи приходится сушить в камере, где не имеется вентиляции и радиатора отопления, поэтому в камере влажно, сыро и нечем дышать, задымленность, холодно, пыль с окна, стоит запах из канализации и туалета. Камера не проветривается, не хватает свежего воздуха, при открытом окне холодно. В находящееся в ПФРСИ помещение для хранения вещей не попасть ввиду нехватки сотрудников, данное помещение не соответствует допустимым нормам - без вентиляции, не проветривается, не отапливается, вещи влажные и гниют. В прогулочном дворике опасная конструкция лестницы, навес от дождя на 2-3 человек. Поскольку на содержащихся в отряде СУОН 28 человек имеется 24 спальных места, администрация учреждения применяет дисциплинарные взыскания в виде помещения в ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры для того, чтобы разгрузить отряд СУОН до 24 человек.
Установленных вместо радиатора отопления проточных труб недостаточно для просушки и отопления камеры, в связи с чем в камере холодно и сыро. Отопление подают поздно, имеющиеся трубы недостаточно нагреваются, чтобы камера прогревалась, температура воздуха не соответствует допустимым нормам, иной системой отопления помещение отряда СУОН не оборудовано. Пол в гвоздях и сколах, щели забиты неокрашенными металлическими листами, из-за чего разрывается тряпка для мытья пола при влажной уборке камеры, из щелей в полу в помещение камеры проникают синантропные грызуны, насекомые, напольное покрытие изуродовано в результате проведения обыскных мероприятий сотрудниками исправительного учреждения. Из-под пола дует, образуется сквозняк, поскольку при проведении обысков сотрудниками исправительного учреждения повреждена цементная стяжка. Стены камеры повреждены в результате проведенных обысков, осыпаются, поэтому на полу песок и цемент, на стенах плесень. Окна старые, рамы рассохлись, сломаны, невентилируемые, со щелями, стекла с трещинами, из-за чего холодно и сквозняки. Ремонт в камерах проводился более 3 лет назад. При этом еженедельно проходит обыск, при котором долбят стены, поднимают напольное покрытие, разбирают мебель. Пожарная сигнализация в камерах не установлена, что создает препятствия для эвакуации при возникновении пожара. Электророзетка расположена не в соответствии со СНиП, на уровне пола, греть чай приходится в грязи и пыли, существует угроза получить ожоги, поскольку доступ к розетке возможен только под металлической тумбой. Освещение не соответствует СНиП, установлены старые лампы, которые должного освещения не дают, в связи с чем болят глаза, можно потерять зрение, сложно писать и читать. Стол и скамейка в камере занимают много места, пространства для свободного перемещения в камере нет, столы неудобны для работы с документами, написания писем, чтения книг, из-за неустойчивости конструкции и наклона со стола скатываются карандаши и ручки.
Туалетная кабинка во всех камерах (N 1-6) не до потолка, что исключает приватность, не имеет вытяжки, освещения, туалет небольшого размера, унитаз расположен посередине кабинки. Сливные бачки и смывные механизмы, как правило, сломаны, сохраняется неприятный канализационный запах. Пол в туалете бетонно-цементный, пыль и песок разносятся по камере. Помыть и протереть унитаз сложно из-за запаха. Вентилируемого места для курения в камере нет. Гигиенические средства для дезинфекции туалета не выдаются. Грызунами повреждено санитарно-техническое оборудование, в связи с чем отходы жизнедеятельности вытекают на пол туалета, из-за чего по камере распространяется зловонный запах. Тумбочки сломаны при обысках и непригодны для использования, при этом рассчитаны только для 2 человек. Спальные места не соответствуют ГОСТу, не имеют вентилируемых отверстий, лестницы на второй ярус отсутствуют, кровати не оборудованы системой безопасности от падения. Постельное белье, матрац сырые, поскольку в дневное время находятся в сыром, неотапливаемом, непроветриваемом, неприспособленном для их хранения помещении, где водятся синантропные грызуны, стоит зловоние. Дератизация в помещении отряда не проводится, поэтому в камере водятся крысы, насекомые, которые проникают в камеру из канализации, из-под пола. Синантропные грызуны ползают по продуктам питания, грызут их, переносят болезнетворные бактерии и уничтожают вещи, могут кинуться на человека, что неоднократно происходило. Сотрудники ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области такие жалобы игнорируют. Радиоточка отсутствует, в коридоре имеется пыточное устройство, при включении которого создается психологическое воздействие звуком.
Сотрудниками администрации ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области на крыше отряда СУОН незаконно установлено самодельное устройство, включение которого также оказывает на него отрицательное воздействие, вызывает повышение или понижение давления, головокружение, повышенную утомляемость, бессонницу, тошноту, рвоту, помутнение сознания, головные боли. Площадь камеры на 4-х человек не соответствует российским и европейским стандартам - 4 кв.м. на 1 человека, свободного места в камере нет. Душ установлен в коридоре, раздевалка в душевой отсутствует, в связи с чем приходится передвигаться по коридору до душа раздетым по сквозняку. В душе отсутствует вентиляция, а в камерах N 2 и 6 из-за расположенного рядом душа сырость и насекомые, стены в осенне-зимнее время в конденсате. Сотрудники ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области на жалобы, заявления, устные обращения не реагируют, соответствующего журнала регистрации жалоб не ведется. Видеонаблюдение осуществляется сотрудниками - женщинами, в то время как иногда приходится ходить раздетым. В санчасти ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области отсутствуют медикаменты, не имеется медперсонала. При обращении, в случае наличия родственников, предлагают заказывать лекарства из дома. В этой связи он опасается, что в случае необходимости ему не может быть оказана медицинская помощь. Нормы питания не соответствуют стандартам, пища холодная и пресная, однообразная, стол для ВИЧ-инфицированных отсутствует. Стрижка осужденных отряда СУОН проводится в коридоре на сквозняке, без соблюдения гигиенических норм. Кроме того, ему запрещают трудиться и получать профессиональное образование.
Перечисленные нарушения условий содержания причиняют ему физические и нравственные страдания, являются длительными и унижающими человеческое достоинство, в связи с чем, с учетом уточнений, административный истец просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в общей сумме 1 500 000 рублей, а также признать действия (бездействие) администрации исправительного учреждения незаконными и возложить обязанность по устранению допущенных нарушений.
Кроме того, из вышеперечисленных оснований административный истец исключил нарушения условий содержания в части медицинского обслуживания, отсутствия в камере полки для бака с водой, отдельного стола для питания осужденных, являющихся ВИЧ-инфицированными, а также дополнил тем, что в отряде СУОН отсутствует кабинет начальника и информационные стенды, каптерка и матрасная. Указанные помещения и информационные щиты расположены только в ПФРСИ, тогда как должны находиться в том отряде, к которому они отнесены.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 10 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 7 июля 2021 года, административное исковое заявление Иванова В.П. удовлетворено частично, с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Иванова В.П. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25 000 рублей, с зачислением на лицевой счет Иванова В.П, открытый в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Иванова В.П. отказано.
В кассационной жалобе на решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 7 июля 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 4 октября 2021 года, ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Иванова В.П. в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Иванов В.П. осужден приговором Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 31 августа 2018 года к 5 годам 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима. Начало срока отбывания наказания 31 августа 2018 года; конец срока - 7 апреля 2023 года.
С 27 декабря 2018 года Иванов В.П. содержится в отряде строгих условий отбывания наказания (СУОН).
В период с 27 декабря 2018 года он содержался во всех шести камерах отряда СУОН. В последнее время отбывал наказание и содержался в камере N 5.
В рассматриваемом деле причинение вреда Иванов В.П. обосновал несоответствием условий и порядка отбывания наказания.
Разрешая данные требования, суд, руководствуясь положениями статей 10, 12, 12.1, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Иванова В.П.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела доводы административного истца в части нарушения условий микроклимата и отсутствия в камере вентиляции с вытяжными отверстиями каналов, ненадлежащего освещения, об имеющихся недостатках в состоянии стен, пола, окон в камере N 1 отряда СУОН, нашли свое подтверждение при недоказанности иных заявленных в иске нарушений.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, учитывая характер нарушенных прав административного истца, длительность его содержания в исправительном учреждении с нарушением санитарных норм, данные о личности, а также требования разумности и справедливости, взыскал с ФСИН России как с главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, в пользу Иванова В.П. в счет денежной компенсации морального вреда 25 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда, с вышеприведенными выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Размер денежной компенсации причиненного административному истцу морального вреда обоснован, все обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения этого вопроса, судом учтены, критерии определения размера компенсации морального вреда судом применены правильно.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-16 УФСИН по Мурманской области - без удовлетворения.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 7 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 15 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.