Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лебедева А.А, судей Птоховой З.Ю, Козловой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 1170/2021 по исковому заявлению Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Петрозаводского городского суда от 15 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - ФИО4, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - ФИО5, не возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия обратилось в суд с иском к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершить определенные действия, просило возложить на ответчиков обязанность по сохранению указанного объекта культурного наследия регионального значения объект культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк", расположенный по адресу: "адрес", военный городок N 1, а именно в срок до 1 декабря 2021г. выполнить работы по ремонту фасадов, отмостки, ремонту (устройству) водосточной системы на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, на основании проектной документации, согласованной с Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, с осуществлением технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В обоснование заявленных требований истец указал, что объект культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк", расположенный по адресу: "адрес", военный городок N 1, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации и требует проведения ремонтных работ с целью его сохранения.
Решением Петрозаводского городского суда от 15 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2021 г, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене судебных постановлений, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковая часть N. войсковая часть N, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы при разрешении дела судом апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, здание "Дом, в котором в 1918-1919 г.г. размещался Петрозаводский Коммунистический полк", расположенный по адресу: "адрес", является объектом культурного наследия регионального значения, находится в собственности Российской Федерации, полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, право оперативного управления оформлено на ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. В отношении данного объекта культурного наследия 8 февраля 1988 г. оформлено охранное обязательство.
7 июля 2018 г. истцом проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой в адрес ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации вынесено предписание N 13/2018 об устранении в срок до 31 июля 2019 г. (срок был продлен до 01 октября 2019 г.) выявленных нарушений, предписано обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк", а именно, ремонт фасадов, отмостки, ремонт/устройство водосточной системы.
12 августа 2019 г. Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия выдало задание ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия.
19 декабря 2019 г. в отношении ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации вновь проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания N 13/2018. В ходе проверки установлено, что предписание не выполнено, ремонтные работы не произведены.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции сторонами произведен совместный осмотр указанного объекта культурного наследия, в ходе которого составлено заключение, общее состояние объекта оценено как удовлетворительное. Установлено, что в целях сохранения объекта культурного наследия требуется выполнение работ: ремонт фасадов; ремонт отмостки, в том числе восстановление целостности и уклонов; ремонт водосточной системы, в том числе ската кровли, желобов, водосточных труб. Рекомендуется удаление поздних слоев отделки с сохранением подлинных элементов декора, обследование перекрытий на предмет состояния несущих конструкций, выявления причин зыбкости, обследование инженерных сетей здания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73- ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", оценив представленные доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении иска, установив в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчику разумный срок для выполнения ремонтных работ.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходил из положений п.п. 3, 12, 19, 27 Устава ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, согласно которым данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. На основании п. п. 31, 32 Устава данное учреждение вправе заключать договоры, государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, размещать заказы на поставки товаров и выполнение работ.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по спору. Кроме того, суд исходил из того, что учреждение не оспаривало выданное истцом предписание, обратилось за выдачей задания на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия. Согласно письму руководителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации от 21 августа 2020 г, осуществляя правомочия собственника, Министерство обороны Российской Федерации приняло решение провести восстановление указанного объекта культурного наследия в рамках реконструкции. Так, командующим войсками Западного военного округа 28 декабря 2020 г. утверждено тактико-техническое задание на реконструкцию указанного объекта.
Таким образом, Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по делу, осуществляя правомочия собственника, принимает решения в целях сохранения указанного объекта культурного наследия.
С данными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов являются правильными, в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к данным выводам полно и объективно изложены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками по делу, повторяют доводы апелляционной жалобы, были рассмотрены судом и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу и, применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Разрешая заявленные требования, суды правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда от 15 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.