Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Белинской С.В, Какурина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2021 г. по делу N 2-6482/2020 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда в Невском районе Санкт-Петербурга о включении в страховой стаж периодов службы в армии и обязании назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Ирышковой Т.В, объяснения представителя Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (правопреемника Управления Пенсионного фонда в Невском районе Санкт-Петербурга) на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, полагавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в Невском районе Санкт-Петербурга (далее также- УПФ в Невском районе Санкт-Петербурга) и просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, период прохождения военной службы (службы в армии) с 25.04.1981 г. по 21.05.1983 г.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что решением ответчика ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по основанием отсутствия необходимого страхового стажа -42 лет, в страховой стаж истца не включен период его службы в рядах Советской Армии с 25.04.1981 г. по 21.05.1983 г.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2021 г, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, принятии по делу нового решения об удовлетворении его исковых требований.
Заявитель ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явился, в связи с чем на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 обратился к УПФР Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 06.05.2020 г. истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием права. Страховой стаж определен ответчиком- 39 лет 08 мес. 23 дн.
Истцу рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ при условии подтверждения наличия требуемого стажа 42 г, либо не ранее, чем за месяц до достижения возраста 60 лет и 6 месяцев.
При этом, в страховой стаж истца для определения права на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период службы в рядах Советской Армии с 25.04.1981 г. по 21.05.1983 г.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, при этом исходил из того, что период прохождения истцом военной службы по призыву с 25.04.1981 г. по 21.05.1983 г. не подлежит включению в специальный страховой стаж (42 года) для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как не поименован в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований не согласиться с перечисленными выводами суда первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода прохождения истцом военной службы по призыву с 25.04.1981 г. по 21.05.1983 г.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2019 г, в Федеральный закон "О страховых пенсиях" внесены изменения.
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
На основании части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", период прохождения истцом военной службы не подлежит включению в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как служба в Вооруженных Силах СССР не поименована в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
На основании изложенного, отказ пенсионного органа во включении в подсчет страхового стажа ФИО1 при определении его права на досрочную страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода прохождения истцом военной службы по призыву, основан на положениях нового пенсионного законодательства, также правомерным является отказ в назначении такой досрочной пенсии истцу ввиду отсутствия необходимого страхового стажа - 42 года.
Доводы кассационной жалобы заявителя, как основанные на неправильном применении положений пенсионного законодательства, судебная коллегия не принимает в качестве оснований для отмены постановленных по делу судебных актов.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.