Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района "Теплоснабжение" о признании недействующими со дня принятия приказов Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 года N 233 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую МУП ЧМР "Теплоснабжение" потребителям на 2021-2023 годы", от 16 декабря 2021 года N 243 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МУП ЧМР "Теплоснабжение", оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения на 2021-2023 годы", по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района "Теплоснабжение" на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, возражения представителя Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия ФИО6, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам ФИО1 апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ Республики Мордовия, тарифный орган) от 16 декабря 2020 года N 233 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую МУП ЧМР "Теплоснабжение" потребителям на 2020 год" (далее - Приказ N 233) установлены долгосрочные параметры регулирования, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую муниципальным унитарным предприятием Чамзинского муниципального района "Теплоснабжение" (далее - МУП ЧМР "Теплоснабжение" потребителям (Приложение), действующие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно.
Приказ N 233 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 1 декабря 2020 года и вступил в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Приказом РСТ Республики Мордовия от 16 декабря 2020 года N 243 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МУП ЧМР "Теплоснабжение", оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения на 2021-2021 годы" (далее - Приказ N 243) утверждена производственная программа МУП ЧМР "Теплоснабжение", оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения (Приложение 1), установлены тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МУП ЧМР "Теплоснабжение", оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения (Приложение 2), действующие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно.
Приказы N 233 и N 243 опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 21 декабря 2020 года и вступили в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.
МУП ЧМР "Теплоснабжение" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия Приказов N 233 и N 243 как не соответствующих имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в области установления тарифов в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, а утвержденных ими тарифов - экономически необоснованными (заниженными) ввиду неправомерного исключения из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) расходов по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в составе неподконтрольных расходов по основным средствам, которые были созданы за счет бюджетных средств Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и переданы предприятию безвозмездно на праве хозяйственного ведения, и о возложении на РСТ Республики Мордовия обязанности по изданию заменяющего акта, предусматривающего статью расходов "Амортизация основных средств и нематериальных активов" на 2021 год в размере "данные изъяты" тыс. рублей.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2021 года требования административного истца удовлетворены частично, Приказы N 233 и N 243 признаны не действующими со дня их принятия.
В апелляционной жалобе МУП ЧМР "Теплоснабжение" просит решение суда первой инстанции изменить в части оставления без удовлетворения требования о возложении на РСТ Республики Мордовия обязанности по изданию заменяющего нормативного акта.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы и представления в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования N 1075), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования N 1075), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, (далее - Методические указания N760-э).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Особенности расчета тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) установлены разделом II Основ ценообразования N 1075 и главой IV Методических указаний N 760-э.
В свою очередь государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования N 406) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования N 406), а также утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ регулированию подлежит тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования N 406).
Согласно пункту 30 Основ ценообразования N 406 при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяется, в том числе, метод индексации.
В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.
В процессе формирования оспариваемых тарифов региональной службой применен метод индексации установленных тарифов.
При этом пунктом 52 Основ ценообразования предусмотрена ежегодная корректировка долгосрочного тарифа в случае изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
В силу пунктов 15, 16, 17, 20, 28 и 33 Правил регулирования N 1075 установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 16, 17, 18, 20, 25, 30 Правил регулирования N 406.
Из материалов дела следует, что МУП ЧМР "Теплоснабжение" осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, тарифы на которую установлены Приказами N 233 и N 243, с использованием основных средств, созданных и приобретенных за счет бюджетных средств, принадлежащих на праве собственности Чамзинскому муниципальному району Республики Мордовия и переданных регулируемой организации в хозяйственное ведение.
Обращаясь в суд с требованиями о признании Приказов N 233 и N 243 не действующими, административный истец указывал на экономически необоснованный (заниженный) размер утвержденных тарифов ввиду неправомерного исключения из необходимой валовой выручки расходов по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в размере "данные изъяты" тыс. рублей по вышеназванным основным средствам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке и по данным основаниям не оспариваются.
Проверяя содержание Приказов N 233 и N 234 в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал положения Федеральных законов N 190-ФЗ и N 416-ФЗ, Основ ценообразования N 1075 и N 406, Методических указаний N 706-э и N 1746-э, Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н (далее - ПБУ 6/01), Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года N 91н (далее - Методические указания N 91н), и пришел к выводу о том, что поскольку спорное имущество было принято МУП ЧМР "Теплоснабжение" к учету по балансовой стоимости и по нему в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учета, начислена амортизация, то вне зависимости от того обстоятельства, что оно было приобретено (создано) за счет бюджетных средств и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, оснований для исключения расходов на его амортизацию у РСТ Республики Мордовия не имелось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).
Лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Поэтому лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что регулируемая деятельность в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения осуществляется МУП ЧМР "Теплоснабжение" с использованием основных средств, созданных и приобретенных за счет бюджетных средств и принадлежащих на праве собственности Чамзинскому муниципальному району Республики Мордовия.
Указанное имущество передано МУП ЧМР "Теплоснабжение" в хозяйственное ведение, принято предприятием к учету по балансовой стоимости, по нему производится начисление амортизации линейным способом.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 33 Основ ценообразования N 1075 в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в необходимую валовую выручку регулируемой организации подлежит включению амортизация основных средств и нематериальных активов.
Сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 43 Основ ценообразования N 1075).
Согласно пункту 39 Методических указаний N 706-э амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к этим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
Аналогичные положения, касающиеся учета амортизации основных средств и нематериальных активов при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, закреплены в подпункте "д" пункта 38, пункте 43 Основ ценообразования 406, пункте 28 Методических указаний N 1746-э.
Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Из содержания пункта 49 Методических указаний N 91н следует, что стоимость объектов основных средств, находящихся у организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.
Из системного анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что какого-либо запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, действующее законодательство о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также законодательство о бухгалтерском учете не содержат.
Следовательно, возможность учета в НВВ регулируемой организации указанных плановых расходов на амортизацию, начисленной в отношении объектов, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, приведенными нормами не исключается.
Установив, что основные средства, участвующие в осуществлении регулируемой деятельности, были переданы органами местного самоуправления МУП ЧМР "Теплоснабжение" в хозяйственное ведение и приняты им к учету, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном исключении РСТ Республики Мордовия из необходимой валовой выручки расходов на амортизацию указанного имущества, поскольку предприятие должно нести бремя его содержания с целью поддержания эксплуатационных свойств посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии, расходы на которые в свою очередь включаются в затраты на обслуживание производственного процесса.
Таким образом, решение суда первой инстанции, которым были удовлетворены требования МУП ЧМР "Теплоснабжение", является правильным.
Удовлетворяя административные исковые требования о признании не действующими со дня принятия приказов N 233 и N 243, суд отказал в удовлетворении требования МУП ЧМР "Теплоснабжения" о возложении на РСТ Республики Мордовия обязанности по изданию заменяющих нормативных правых актов.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с такими выводами суда, ссылается на то, что отсутствие замещающего приказа нарушает их права.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
При этом в силу части 1 статьи 16 КАС РФ выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Согласно Правилам регулирования, установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года N163 (далее - Регламент).
Регламентом определено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по инициативе органа регулирования, в том числе, в случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (абзац 2 подпункта "б" пункта 2 Регламента).
Из приведенных норм процессуального и материального права, а также разъяснениям по их применению следует, что законодатель предоставил суду право возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части. Кроме того, нормы права в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию содержат обязательное предписание регулирующему органу по открытию дела об установлении цен (тарифов) по собственной инициативе, во исполнение судебного решения, которым нормативный правовой акт об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов был признан недействующим.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований о возложении на тарифный орган обязанности принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом не действующими, с целью преодоления недостаточной правовой урегулированности в сфере тарифов на тепловую энергию, горячую воду, способной повлечь нарушение прав и законных интересов не только Предприятия, но и потребителей тепловой энергии.
С учетом изложенного, обжалуемое решение в приведенной части подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения на РСТ Республики Мордовия обязанности по изданию замещающего нормативного акта, в котором предусмотреть статью расходов "Амортизация основных средств и нематериальных активов" на 2021 год и установить размер расходов МУП ЧМР "Теплоснабжение" на амортизацию основных средств и нематериальных активов на 2021-2023 год в заявленном размере "данные изъяты". рублей, являются несостоятельными, поскольку экономическая обоснованность предлагаемых Предприятием расходов в указанной части, как следует из приведенных выше законоположений, подлежит экспертной проверке в рамках открытого дела об установлении цен (тарифов), однако тарифным органом подобная проверка не проводилась, решение в указанной части не принималось, в связи с чем данный вопрос не может быть разрешен при рассмотрении административного дела по правилам, предусмотренным главой 21 КАС РФ
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района "Теплоснабжение" о возложении на Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия обязанности по принятию заменяющего нормативного правого акта.
В отмененной части принять по делу новое решение.
Возложить на Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими положения приказов Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 года N 233 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую МУП ЧМР "Теплоснабжение" потребителям на 2021-2023 годы", и от 16 декабря 2021 года N 243 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для МУП ЧМР "Теплоснабжение", оказывающего услуги в сфере горячего водоснабжения на 2021-2023 годы", В остальной части решение Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2021 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.