N 88-23897/2021
25 ноября 2021 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Никоновой О.И, рассмотрев кассационную жалобу ООО "ЭкоСтройРесурс" на решение мирового судьи судебного участка N80 судебного района г. Сызрани Самарской области от 9 апреля 2021 г. и апелляционное определение Сызранского городского суда Самарской области от 20 июля 2021 г. по гражданскому делу N2-339/2021 по иску ООО "ЭкоСтройРесурс" к Герасимову И.Б. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, встречному иску Герасимова И.Б. к ООО "ЭкоСтройРесурс" об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭкоСтройРесурс" обратилось в суд с иском к Герасимову И.Б. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 г. по июнь 2020 г. в сумме 3 706, 92 руб, а также расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб. Заявленные требования истец мотивировал тем, что ответчик является собственником объекта недвижимости, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". В период с января 2019 г. по июнь 2020 г. Герасимов И.Б. обязанность по оплате оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность.
Герасимов И.Б. обратился в суд со встречным иском о понуждении ООО "ЭкоСтройРесурс" осуществить перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами по адресу: "адрес" за период с января 2019 г. по июнь 2020 г. на сумму 3 706, 92 руб, ссылаясь на то, что в указанном доме никто не зарегистрирован и не проживает, поскольку имеет в собственности "данные изъяты" долю в праве на жилой дом по адресу: "адрес", где он фактически проживает и производит оплату по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением мирового судьи судебного участка N80 судебного района г. Сызрани Самарской области от 9 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Сызранского городского суда Самарской области от 20 июля 2021 г, исковые требования ООО "ЭкоСтройРесурс" о взыскании с Герасимова И.Б. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оставлены без удовлетворения. Встречные исковые требования Герасимова И.Б. удовлетворены, на ООО "ЭкоСтройРесурс" возложена обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 30 июня 2020 г. по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе представителем ООО "ЭкоСтройРесурс" ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, приятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/https//6kas.sudrf.ru/).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ООО "ЭкоСтройРесурс" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
Герасимов И.Б. с 13 сентября 2017 г. является собственником спорного жилого помещения (жилого дома), площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" а также собственником "данные изъяты" доли в праве на жилой дом по адресу: "адрес".
В жилом помещении по адресу: "адрес" никто не зарегистрирован и, как установлено судами, не проживает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ООО "ЭкоСтройРесурс" о взыскании с Герасимова И.Б. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 3 706, 92 руб. и удовлетворяя встречные исковые требования о возложении обязанности произвести перерасчет, мировой судья, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 11 ст. 155) и Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г. (Раздел VIII п. 86, п. 88 и Раздел XV(I) п. 148(24), п. 148(36), п. 148(44) исходил из факта временного (более пяти календарных дней) отсутствия потребителя в жилом доме по адресу: "адрес", в связи с чем пришел к выводу о наличии у потребителя права на перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, посчитав его правильным, соответствующим нормам материального права, которые подлежат применению к спорным правоотношениям, и основанным на обстоятельствах дела.
Однако с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность собственника жилого дома или части жилого дома обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148 (30) Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 Правил N 354.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N1023 от 29 декабря 2018 г. "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м, общей площади жилого помещения" принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Сызрань на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории 10 городских округов Самарской области, в том числе в г. Сызрань, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 к Правилам N354, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Кроме того, в пункте 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить, перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.
Однако, из материалов дела следует, что в жилом помещении, принадлежащем истцу ("адрес") постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Герасимов И.Б, являющийся единственным собственником данного жилого помещения, зарегистрирован и проживает по иному адресу.
Неиспользование истцом по встречному иску жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное, отсутствие потребителя", применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения его, как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При указанных обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о временном отсутствии ответчика (истца по встречному иску) в спорный период в жилом помещении по адресу: "адрес", что влечет обязанность ответчика по осуществлению перерасчета за услугу по обращению с ТКО противоречит установленным по делу обстоятельствам и не соответствует вышеприведенным нормам материального права.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
При таких обстоятельствах, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение Сызранского городского суда Самарской области от 20 июля 2021 и направить настоящее дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Сызранского городского суда от 20 июля 2021 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Судья О.И. Никонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.