Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Тураевой Т.Е, Балакиревой Е.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от
22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от
14 июля 2021 года по гражданскому делу N 2-1469/2021 по иску Маркова Родиона Сергеевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Марков Р.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее - ГУ МЧС России по Чувашской Республике) о признании решения территориальной комиссии N 50 от 29.09.2020г. незаконным и возложении обязанности восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что на основании протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 22.12.2014г. N 19 истец поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 23.09.2014г. с составом семьи из одного человека.
Согласно выписке из протокола заседания территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 50 от 29.09.2020г. принято решение о снятии Маркова Р.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. "б", "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по причине выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также в связи с ухудшением его супругой Марковой А.С. жилищных условий, а именно отчуждением ею 17.06.2014г. жилого помещения общей площадью 52, 50 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", и 09.07.2014г. - жилого помещения общей площадью 36, 20 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" "адрес".
Истец полагал указанное решение комиссии незаконным, поскольку ни он, ни члены его семьи не совершали действий, которые могут быть квалифицированы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Его супруга Маркова А.С. произвела отчуждения жилого помещения еще до регистрации брака, сделка совершена до рождения ребенка, жилищные условия истца и членов его семьи после сделки не изменились, поскольку комиссией на момент постановки истца на учет была установлена его нуждаемость в жилом помещении на состав семьи из одного человека, то есть на каждого члена семьи истца при любом расчете приходилось и приходится менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 июля 2021 года, признано незаконным решение территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N50 от 29.09.2020 г. в части снятия Маркова Р.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить Маркова Р.С. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 23.09.2014 г.
ГУ МЧС России по Чувашской Республике обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, внести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие по дел, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что 23.09.2014г. Марков Р.С. обратился в комиссию ГУ МЧС России по Чувашской Республике с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 22.12.2014г. N 19 Марков Р.С. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 23.09.2014г. с составом семьи из одного человека.
Комиссией установлено, что Марков Р.С. с 21.09.2011г. зарегистрирован в служебной квартире по адресу: "адрес" составом семьи из одного человека; уровень обеспеченности Маркова Р.С. составляет 0 кв.м.
29.09.2014г. истец зарегистрировал брак с Марковой А.С. (до брака - Хрусталевой), которая зарегистрирована в указанном жилом помещении с 15.04.2015г, а сын - Марков Т.Р, 24.07.2015 года рождения - с 13.08.2015г.
Решением территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 50 от 29.09.2020г. Марков Р.С. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. "б", "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки Маркова Р.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также в связи с ухудшением его супругой Марковой А.С. жилищных условий, а именно отчуждением ею 17.06.2014г. жилого помещения общей площадью 52, 50 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", и 09.07.2014г. - жилого помещения общей площадью 36, 20 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем имеет право на получение единовременной социальной выплаты. При этом судом не установлено действий истца, свидетельствующих о намеренном ухудшении своих жилищных условий, либо о выявлении сведений свидетельствующих об отсутствии у него права постановки на учет, поскольку при обращении с заявлением в комиссию о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец сообщил о себе все необходимые сведения, представил соответствующие документы, отчуждение Марковой А.С. до регистрации брака с истцом жилых помещений, не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий семьи Марковых.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
При этом суды правомерно исходили из того, что на момент вступления с истцом в брак 29.09.2014г. Маркова А.С. жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, не имела. Сам по себе факт совершения супругой Маркова Р.С. сделок по отчуждению принадлежащих ей на праве собственности жилых помещений 17.06.2014г. и 09.07.2014г, то есть до регистрации брака с Марковым Р.С, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку реализация Марковой А.С. полномочий собственника, установленных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отчуждению жилых помещений до вступления в брак, не подпадает под признаки намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права сотрудника на социальную выплату.
Разрешая спор суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Автор кассационной жалобы указывает, что на момент принятия Комиссией решения о постановке истца на учет для получения ЕСВ, Марков Р.С. был женат, а соответствующей информации в материалах учетного (жилищного) дела не имелось. При этом, отсутствие в представленных истцом в 2014 году в Комиссию документах сведений о регистрации им брака и сведений о жилищных условиях супруги заявителя является доказательством в правомерности решения Комиссии по снятию Маркова Р.С. с учета для получения ЕСВ.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, неисполнение Марковым Р.С. в месячный срок обязанности сообщить об изменении состава семьи не могут повлечь снятия его с учета, поскольку таких оснований для снятия с учета законом не предусмотрено. Суд также указал, что Марков Р.С. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как его супруга на момент регистрации брака, принадлежащих ей на праве собственности жилых помещений не имела, а отчуждение супругой истца жилых помещений до регистрации брака не является основанием для отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, не предоставление сведений об увеличении состава семьи не может быть отнесено к сведениям, свидетельствующим об отсутствии у истца права встать на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы жалобы о неисполнение Марковым Р.С. в месячный срок обязанности сообщить об изменении состава семьи, указывающие на попытку сотрудника обойти последствия намеренного ухудшения жилищных условий и продолжать претендовать на получение ЕСВ, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку, как указывалось выше, таких оснований для снятия с учета законом не предусмотрено.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С Уланова
Судьи Т.Е. Тураева
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.