Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Холодовой О. В. на вступившие в законную силу постановление административной комиссии администрации муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края от 16 сентября 2020 года, решение судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 ноября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 10 марта 2021 года, вынесенные в отношении Холодовой О. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края N 20-кз от 10 апреля 2008 года "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае",
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии муниципального образования города - курорта Железноводска Ставропольского края от 16 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 ноября 2020 года, решением судьи Ставропольского краевого суда от 10 марта 2021 года, Холодова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края N 20-кз от 10 апреля 2008 года "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Холодова О.В. просит отменить акты, вынесенные в отношении нее по делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края N 20-кз от 10 апреля 2008 года "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, непредназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства, не подпадающее под действие статьи 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до одиннадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шести до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 48.8.3 статьи 48 Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края, утвержденных решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 28 июля 2017 года N 105-V, запрещена самовольная установка (размещение) нестационарных конструкций (в том числе штендеров), используемых в целях размещения любой информации и (или) рекламы, на проезжих частях улиц и дорог, тротуарах, пешеходных переходах (как подземных, так и надземных), остановочных пунктах, газонах, клумбах, в парках и скверах, зеленых зонах.
В части 3 статьи 16 данного Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" установлены границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны с ограничением или запрещением осуществления различных видов хозяйственной деятельности исходя из установленных зон охраны.
Как следует из материалов дела, 07 сентября 2020 года специалистом первой категории отдела координации и контроля в сфере благоустройства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края в отношении Холодовой О.В. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ею в районе Пушкинской галереи, расположенной в Курортном парке в г. Железноводске Ставропольского края, установлена нестационарная конструкция, используемая в целях размещения информации об авторе-исполнителе песен Турапине В.
При этом коллегиальный орган исходил из того, что вмененные действия были совершены Холодовой О.В. в нарушение статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в результате чего были нарушены требования пункта 48.8.3 статьи 48 Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края, утвержденных решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 28 июля 2017 года N 105-V.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Холодовой О.В. к административной ответственности по части 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края N 20-кз от 10 апреля 2008 года"Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
Решением судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 ноября 2020 года, решением судьи Ставропольского краевого суда от 10 марта 2021 года постановление административной комиссии администрации муниципального образования города - курорта Железноводска Ставропольского края от 16 сентября 2020 года оставлено без изменения.
С принятыми по делу судебными актами, постановлением коллегиального органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения, предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (ч. 2 данной нормы).
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (ч. 3 этой же статьи).
Вместе с тем в материалах дела административной комиссии отсутствует протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, составленный коллегиальным органом и подписанный его председателем. Сведения о наличии такого протокола также не отражено и в сопроводительном письме при направлении коллегиальным органом материалов административного дела по запросу судьи городского суда.
Таким образом, административная комиссия допустила существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Холодовой О.В.
Изложенное осталось без внимания и надлежащей оценки судьи городского суда и судьи Ставропольского краевого суда при рассмотрении жалобы Холодовой О.В. на постановление коллегиального органа.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что на день рассмотрения жалобы Холодовой О.В. в Пятом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения её к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, возврат дела административной комиссии администрации муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края для устранения допущенного нарушения и нового рассмотрения невозможен.
Таким образом, постановление административной комиссии администрации муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края от 16 сентября 2020 года, решение судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 ноября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 10 марта 2021 года, которыми Холодова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края N 20-кз от 10 апреля 2008 года"Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Холодовой О. В. удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии администрации муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края от 16 сентября 2020 года, решение судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 ноября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 10 марта 2021 года, вынесенные в отношении Холодовой О. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 4.1 Закона Ставропольского края N 20-кз от 10 апреля 2008 года "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
судья городского суда Гараничева И.П.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.