Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу начальника отдела энергетического надзора и по надзору за гидротехническими сооружениями по Республике Дагестан Кавказского управления Ростехнадзора Абдурагимова М.С. на вступившие в законную силу решение судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 15 марта 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела энергетического надзора и по надзору за гидротехническими сооружениями по Республике Дагестан Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления N 221-В6.2 от 07 августа 2019 года администрация муниципального образования "Село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан (далее по тексту - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 12 октября 2020 года указанное постановление должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления отменено, производство по настоящему делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 января 2021 года решение судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 12 октября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении решением судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 15 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 года, постановление должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Абдурагимов М.С. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Законный представитель (защитник) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - администрации муниципального образования "Село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан, уведомленный в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы, в установленный срок не представил возражения на жалобу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении него полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения администрации постановлением должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления от 16 июля 2019 года к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, согласно которым в ходе проведенной 05 февраля 2019 года специалистами АО "Дагестанская сетевая компания" проверки выявлен факт бездоговорного потребления администрацией муниципального образования "Село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан электрической энергии путем самовольного подключения ранее отключенного объекта.
При рассмотрении настоящего дела 12 октября 2020 года судья Новолакского районного суда Республики Дагестан пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие законного представителя администрации, в отсутствие данных о его надлежащем извещении о месте и времени составления названного протокола.
На основании указанных выводов судья районного суда постановление должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда Республики Дагестан, рассмотрев 27 января 2021 года жалобу, должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, на решение судьи районного суда, пришел к выводу о том, что 12 октября 2020 года судья названного районного суда рассмотрел жалобу на указанное постановление при отсутствии информации о надлежащем извещении должностного лица Управления Ростехнадзора о месте и времени судебного заседания необоснованно рассмотрел жалобу в его отсутствие
В связи с чем отменил решение судьи районного суда от 12 октября 2020 года и направил дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении настоящего дела 15 марта 2021 года судья Новолакского районного суда Республики Дагестан указав о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие законного представителя администрации, в отсутствие данных о его надлежащем извещении о месте и времени составления названного протокола, постановление должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда Республики Дагестан в решении от 18 мая 2021 года, сославшись на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, и утрату возможности правовой оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оставил решение судьи районного суда от 15 марта 2021 года без изменения.
Однако данные выводы являлись преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В соответствии с частями 4, 4.1 статьи 28.2 указанного Кодекса физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из указанных норм следует, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Порядок такого извещения установлен статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно части 3 указанной нормы место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными, не является существенным недостатком протокола.
Составление 16 июля 2019 года в отношении администрации протокола об административном правонарушении в отсутствие его законного представителя согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенной правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Уведомление о составлении протокола направлено должностным лицом по содержащемуся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц адресу администрации в установленном порядке и получено им 02 июля 2019 года (л.д. 52 - 53).
Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес администрации 23 июля 2019 года почтовым отправлением (л.д. 48).
На основании изложенного, выводы судьи районного суда о нарушении требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении не могут быть признаны обоснованными.
В связи с этим, право администрации на защиту при возбуждении дела об административном правонарушении не нарушено и реализовано, а выводы судебных инстанций о нарушении прав лица, в отношении которого осуществлялось производство по настоящему делу, являлись преждевременными.
Помимо этого, выводы, содержащиеся в решении судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 января 2021 года, также нельзя считать обоснованными.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а также должностное лицо, направившее дело в суд для его рассмотрения по существу, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования об извещении таких должностных лиц о месте и времени рассмотрения дел об административных правонарушениях, жалоб (протестов) на постановления по таким делам нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также жалоб (протестов) на постановления по таким делам в случае необходимости указанные должностные лица могут быть вызваны в суд для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, суждение судьи Верховного Суда Республики Дагестан, изложенное в решении от 27 января 2021 года является ошибочным, противоречащим нормам названного Кодекса, поскольку судья районного суда не был обязан извещать названных выше должностных лиц о месте и времени судебного заседания и привлекать их к участию в судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление административного органа.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Указанные нарушения являются существенными и не позволяют признать, обжалуемые акты законными.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 января 2021 года, решение судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 15 марта 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Постановление начальника отдела энергетического надзора и по надзору за гидротехническими сооружениями по Республике Дагестан Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления от 07 августа 2019 года, отмененное решением судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 15 марта 2021 года, признанное настоящим актом незаконным, а также решение судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 12 октября 2020 года подлежат отмене, поскольку иное ухудшит положение лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу начальника отдела энергетического надзора и по надзору за гидротехническими сооружениями по Республике Дагестан Кавказского управления Ростехнадзора Абдурагимова М.С. удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела энергетического надзора и по надзору за гидротехническими сооружениями по Республике Дагестан Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления от 07 августа 2019 года, решение судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 12 октября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 января 2021 года, решение судьи Новолакского районного суда Республики Дагестан от 15 марта 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Село Тухчар" Новолакского района Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Магдуев А.М.
судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова З.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.