Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" Ковалевой О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Ессентуки Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 г. Ессентуки Ставропольского края, от 07 июня 2021 года, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2021 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Ессентуки Ставропольского края, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 1 г. Ессентуки Ставропольского края, от 07 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2021 года, публичное акционерное общество "Ставропольэнергосбыт" (далее по тексту - ПАО "Ставропольэнергосбыт", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "Ставропольэнергосбыт" Ковалева О.В. ставит вопрос об отмене вынесенных по настоящему делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Основанием для привлечения ПАО "Ставропольэнергосбыт" постановлением мирового судьи, с которым согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении N 606Ю от 20 апреля 2021 года и судебных актах выводы о том, ПАО "Ставропольэнергосбыт" не исполнило в установленный срок предписание должностного лица Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции N 128 от 03 марта 2021 года.
Вместе с тем следует отметить следующее.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела 20 апреля 2021 года должностным лицом Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции в отношении ПАО "Ставропольэнергосбыт" в отсутствие законного представителя (защитника) общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (л.д. 16-18).
При этом сведений об извещении законного представителя ПАО "Ставропольэнергосбыт" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
В материалах дела имеется копия адресованного юридическому лицу уведомления, в котором предложено законному представителю или защитнику явиться в Государственную жилищную инспекцию для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 20 апреля 2021 года к 11 часом 00 минут (л.д. 14).
Вместе с тем сведений о направлении извещения в адрес ПАО "Ставропольэнергосбыт", о получении юридическим лица почтового отправления или о возврате неврученного письма в административный орган материалы дела не содержат.
Таким образом, материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что названное лицо было извещено надлежащим образом о составлении протокола об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи судьей городского суда факт извещения ПАО "Ставропольэнергосбыт" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении судебными инстанциями не проверялся.
Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2021 года, вынесенное в отношении ПАО "Ставропольэнергосбыт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Ессентукский городской суд Ставропольского края на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2021 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело вернуть на новое рассмотрение в Ессентукский городской суд Ставропольского края.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Арушанов Р.Э.
судья городского суда Зацепина А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.