Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 18 ноября 2021 года) жалобу Гуцко Виталия Александровича на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2021 года, вынесенное в отношении Гуцко Виталия Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2021 года, гражданин Республики Беларусь Гуцко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Гуцко В.А, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит обжалуемый судебный акт изменить, вывод о назначении административного наказания в виде принудительного административного выдворения исключить, указав на возможность самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 01 октября 2021 года в 20 часов 45 минут на федеральной автомобильной дороге "Кавказ", федеральном контрольно-пропускном пункте "Малка" на территории Кабардино-Балкарской Республики в ходе проведения проверки документов пассажиров рейсового автобуса, следовавшего по маршруту "Чеченская Республика, г. Грозный - г. Москва", выявлен гражданин Республики Беларусь Гуцко В.А, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в том, что он, 28 января 2021 года прибыв в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного законом 90-дневного срока пребывания уклонился от выезда с территории Российской Федерации, на миграционный учет на территории Российской Федерации не встал, трудовой договор либо гражданско-правовой договор не заключил.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Гуцко В.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании следующих доказательств, в числе которых: протокол об административном правонарушении от 04 октября 2021 года (л.д. 6), в соответствующей графе которого имеется подпись Гуцко В.А. о разъяснении ему прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; рапорт старшего инспектора ДПС ФКПП "Малка" УОР УЗС МВД России в СКФО ВОГО и ПМВД России Крутова С.А. от 01 октября 2021 года (л.д. 8); объяснение Гуцко В.А, данное при возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которым привлекаемое к административной ответственности лицо не оспаривало факт вменяемого ему противоправного действия (л.д. 14-15); копия иностранного паспорта гражданина Республики Беларусь Гуцко В.А. (л.д. 18-19); досье АС ЦБДУИГ СПО "Мигрант-1" (л.д. 53-54) и другие материалы дела об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Всем представленным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, поскольку обстоятельства дела установлены полно, факт нарушения Гуцко В.А. миграционного законодательства, влекущего административную ответственность, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, вывод судьи Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики о его виновности в совершении вменяемого административного правонарушения, а также о соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности, является правильным.
Данные выводы судьи районного суда с учетом дополнительно представленных доказательств правомерно поддержал судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
В силу части 1 статьи 14 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 08 декабря 1999 года "О создании Союзного государства" граждане государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства.
Согласно части 5 статьи 14 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 08 декабря 1999 года "О создании Союзного государства" граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.
Статьей 1 Соглашения между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" предусмотрено, что гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.
В силу статьи 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к указанному Соглашению, без миграционной карты.
Согласно статье 3 названного Соглашения граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 90 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
При этом, в силу статьи 7 Соглашения граждане одной Стороны во время пребывания на территории другой Стороны должны соблюдать законодательство этой другой Стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Судами первой и второй инстанции правильно установлено, что Гуцко В.А, являясь гражданином Республики Беларусь, на которого распространяются приведенные выше нормы Федерального закона, Соглашения и положения Договора о Евразийском экономическом союзе, на момент его выявления в Российской Федерации, не осуществлял трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг), при этом срок его пребывания в Российской Федерации превысил предусмотренный предельный для таких случаев срок в девяносто суток, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Доказательств того, что Гуцко В.А. осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации суду первой инстанции представлено не было, таких документов у Гуцко В.А. не имеется. Материалы дела также не содержат сведений о трудовой деятельности последнего на территории Российской Федерации.
Также материалы дела не содержат сведений о регистрации Гуцко В.А. по месту проживания на территории Российской Федерации.
Следовательно в силу действующего законодательства Российской Федерации в области правового регулирования положения иностранных граждан и их миграционного учета в Российской Федерации, Гуцко В.А. должен нести ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о миграционном учете.
Доводы жалобы Гуцко В.А. об отсутствии оснований для назначения такого вида административного наказания как принудительное выдворение за пределы Российской Федерации и замене данного вида административного принуждения на контролируемый выезд за пределы Российской Федерации, отклоняются, поскольку наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, в данном случае не свидетельствуя об отступлении от конституционного требования пропорциональности (соразмерности) в части строгости санкций.
Вопреки доводам жалобы назначение Гуцко В.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выезда основано на данных, подтверждающих соразмерность этой меры ответственности, в частности, учитывая, что срок пребывания Гуцко В.А. на территории Российской Федерации без легализации миграционного положения, а также тот факт, что по базам "ИБД-Ф" Гуцко В.А. скрывается от подразделений следствия органов внутренних дел, числится в розыске за Горецким РОВД УВД Могилевской области (в Республике Беларусь), прихожу к выводу о том, что избранная судьей районного суда мера ответственности является законной и обоснованной.
Таким образом, правила, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении Гуцко В.А. административного наказания соблюдены.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судебными инстанциями норм процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену состоявшихся судебных постановлений, настоящая жалоба не содержит.
Срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 октября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2021 года, вынесенные в отношении Гуцко Виталия Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гуцко Виталия Александровича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.