Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 23 ноября 2021 г.) жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью культурно- развлекательный центр "Москва" Абдулаева Баганда Сулаймановича на вступившие в законную силу постановление судьи Каспийского городского суда Республики Дагестан от 12 апреля 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 октября 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью культурно-развлекательный центр "Москва" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Каспийского городского суда Республики Дагестан от 12 апреля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 октября 2021 г, общество с ограниченной ответственностью культурно-развлекательный центр "Москва" (далее также - ООО КРЦ "Москва", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО КРЦ "Москва" Абдулаев Б.С. просит отменить постановленные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и направить дело на новое рассмотрение.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении с учетом приведенных правовых норм и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО КРЦ "Москва" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного выше закона).
В пункте 2.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65, установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в числе прочих, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пункт 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Как усматривается из материалов дела, 22 января 2021 г. специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Каспийске Гаджиевой Р.М. в ходе проведения надзорного мероприятия по адресу: "адрес", по которому осуществляет свою деятельность ООО КРЦ "Москва", установлен факт проведения массово-культурного мероприятия с участием зрителей в количестве примерно 400 человек, в ходе которого не соблюдались требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: в производственных помещениях пищеблока по приготовлению горячих и холодных блюд не организован режим обеззараживания воздуха, не проводится дезинфекция оборудования и инвентаря (не обеспечено проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств), отсутствует запас дезинфицирующих средств, персонал не обеспечен дезинфицирующими средствами, не проводится обеззараживание воздуха (отсутствует рециркулятор), отсутствует контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты, работники не используют антисептики, медицинские маски и перчатки. Также при проведении массового мероприятия не соблюдались обязательные требования, направленные на недопущение распространения новых случаев инфекции и "разрыв" механизма передачи коронавирусной инфекции - зрители не использовали средства индивидуальной защиты, не соблюдали социальную дистанцию.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 29 января 2021 г. (л.д. 9-11); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22 января 2021 г. (л.д. 15-18); фотоматериалами (л.д. 19-22) и другими материалами, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22 января 2021 г. местом его составления указан г. Саратов, однако указанное является явной опиской и не влияет на выводы судебных инстанций о признании данного процессуального документа надлежащим доказательством.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для установления обстоятельств, указанных в статье 26.1 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении в отношении ООО КРЦ "Москва" процессуальных документов, влекущих их недопустимость, не установлено.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО КРЦ "Москва" квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законность и обоснованность постановления судьи городского суда проверены судьей второй инстанции в полном объеме, в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Установленные по делу обстоятельства позволяют признать, что указанные выше нарушения, выявленные при проведении надзорного мероприятия в ООО КРЦ "Москва", требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в условиях возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допущены обществом, имеющим возможности для их соблюдения, в результате не принятия исчерпывающих мер по обеспечению соблюдения требований закона, за нарушение которых предусмотрена административной ответственность частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы, в том числе о том, что имелись договорные отношения между юридическим лицом и физическим лицом о предоставлении помещения в аренду, а вина общества в совершении вмененного административного правонарушения не доказана, основаны на ином толковании законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы о виновности общества в совершении указанного административного правонарушения не опровергают. Аналогичные по существу доводы жалобы являлись предметом проверки и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах. Более того, как следует из договора аренды и дополнительного соглашения к нему, на которые ссылается заявитель жалобы, на арендатора не возлагалась обязанность по обеспечению в помещениях ООО КРЦ "Москва" правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административной ответственность.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для юридических лиц.
Вопреки доводам жалобы право общества на защиту при производстве по делу не нарушено.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Каспийского городского суда Республики Дагестан от 12 апреля 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Дагестан от 27 октября 2021 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью культурно-развлекательный центр "Москва" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью культурно-развлекательный центр "Москва" Абдулаева Баганда Сулаймановича - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья городского суда Магомедова Г.Н, судья Верховного Суда Республики
Дагестан Гончаров И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.