Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Нафикова И.А., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сабанова Аскера Индарбиевича
на решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Сабанова А. И. муниципальному учреждению "Местная администрация городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика Хапажева Т, У, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сабанов А.И. обратился в Терский районный суд Кабардино-Балкарской Республики с административным заявлением о признании незаконным отказа муниципального учреждения "Местная администрация городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее - МУ "Местная администрация г.п. Терек Терского района КБР") в согласовании схемы расположения земельных участков, расположенных в г.п. Терек Терского муниципального района КБР, с условным N, площадью 450 кв.м, и с условным N площадью 226 кв.м, подготовленных им в целях получения земельных участков в аренду путем проведения аукциона для строительства на них магазинов.
Полагает отказ незаконным, нарушающим его права на предоставление земельного участка в аренду, гарантированные земельным законодательством.
Решением Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2021, в удовлетворении требований, со ссылками на положения статьи 11.10 и 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы о нарушении судами норм материального права, регулирующих спорные отношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, полагал состоявшиеся судебные решения подлежащими отмене и принятию по делу нового решения об удовлетворении его требовании и возложении обязанностей.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16.11.2021.
В поданных возражениях административный ответчик с доводами кассационной жалобы не согласился, полагал принятые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Для организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных в г.п. Терек Терского муниципального района КБР, с условным N, площадью 450 кв.м и условным N, площадью 226 кв.м, в целях последующего предоставления в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, и использования для строительства магазинов Сабановым А.И. подготовлены схемы расположения участков.
10.01.2021 Сабанов А.И. обратился с двумя заявлениями в МУ "Местная администрация г.п. Терек Терского муниципального района КБР" об утверждении данных схем, в чем ему ответами учреждения от 22.01.2021, исх. NN 2.1.22/41, 2.1.22.42, отказано, поскольку администрация не планирует строительство магазинов на данных участках.
Вступившим в законную силу решением Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2021, указанные отказы признаны незаконными, поскольку даны неуполномоченным лицом, на административного ответчика возложена повторная обязанность по их рассмотрению.
По итогам повторного рассмотрения, ответами от 09.07.2021, исх. NN 2.1.22/649 и 2.1.22/650, в утверждении схем расположения указанных земельных участков на кадастровом плане территории, мотивировав их отсутствием у Сабанова А.И. права на их подготовку.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов; 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение выполнения заинтересованным лицом кадастровых работ в целях образования земельного участка и постановке его на кадастровый учет осуществляется в соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, в частности, при образовании земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина.
При этом согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.
По настоящему делу административным истцом подготовлены схемы расположения испрашиваемых им земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым, в том числе, относится расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подпункт 5).
Решением Совета местного самоуправления городского поселения Терек Терского муниципального района КБР от 17.06.2013 N 17/1 утверждены Правила землепользования и застройки территории сельского поселения Терек.
Испрашиваемые административным истцом земельные участки расположены на территории городского поселения, относятся к землям населенных пунктов.
Схемы земельных участков подготовлены заинтересованным в его предоставлении гражданином - Сабановым А.И.
Тогда как образование земельных участков для целей проведения аукционов по инициативе гражданина или юридического лица возможно исключительно при наличии, утвержденного проекта межевания территории, поскольку именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков, и только в последовательности, предусмотренной пунктом 4 статьи 39.11 Земельным кодексом Российской Федерации, в связи с этим суды пришли к обоснованному выводу, что у административного ответчика отсутствовали полномочия по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в границах населенного пункта - городского поселения Терек по заявлению заинтересованного лица Сабанова А.И.
При этом администрация указала об отсутствии намерения использовать данные земельные участки под строительство объектов торговли, они отведены под клумбы (благоустройство) и являются территорией общего пользования городского поселения Терек.
Таким образом отказ в предоставлении муниципальной услуги являлся законным и обоснованным, о чем пришли к правильному выводу суды первой и апелляционной инстанций, отразив свои суждения в оспариваемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с выводами судов, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. В связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Сабанова А. И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.12.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.