Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Нурмухаметовой Р.Р, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Идрисова Магомеда Кайбуллаевича к Министерству внутренних дел России по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в льготном исчислении периодов службы
по кассационной жалобе Министерства внутренних дел России по Республике Дагестан на решение Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, возражения Идрисова М.К, его представителя Балаева А.А, действующего на основании доверенности N 05АА2342143 от 19 марта 2019 года, с использованием видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Дагестан, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Идрисов М.К. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел России по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в льготном исчислении периодов службы.
Обращаясь в суд, Идрисов М.К. указал, что он работал в ОВД по Советскому району г. Махачкалы с 1991 по 23 мая 2008 года на разных должностях, а в периоды с 15 января 1991 года по 1 марта 1994 года, с 1 марта 1994 года по 1 октября 1996 года, с 10 апреля 2002 года по 1 февраля 2005 года - в должности милиционера-конвоира. Работа в должности милиционера-конвоира сопряжена и конвоированием задержанных, разыскиваемых и других лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела или имеются основания для его возбуждения. Отказано во включении периодов службы в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Советского РОВД г.Махачкалы Республики Дагестан в стаж службы в льготном исчислении - один год службы за полтора года, на том основании, что замещаемые истцом в указанные периоды службы должности не указаны в перечне должностей, утвержденном приказом МВД РФ N 868 от 20 декабря 2016 года "Об утверждении перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
Истец считает, что в оспариваемые периоды в его должностные обязанности входили обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указывает, что занимаемые им должности соответствовали требованиям абзаца 45 подпункта "г" пункта 3 постановления от 22 сентября 1993 года N 941, также Перечню должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденному приказом МВД России от 9 октября 2004 года N 640, в связи с чем возможность льготного исчисления его выслуги лет прямо предусмотрена законом. Следовательно, указанные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 30 октября 2020 года требования Идрисова М.К. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МВД по Республике Дагестан ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судебными инстанциями не допущено.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами "а" и "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 имеют лица рядового и начальствующего составов, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Постановлением Правительства Российской от 12 ноября 2003 года N 684 абзац 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 824 абзац 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Разрешая заявленные истцом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенными нормативными актами и исходя из обстоятельств непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в должностях поименованных в соответствующих перечнях, утвержденных приказом МВД России от 9 октября 2004 года N 640, утратившим силу с 20 декабря 2016 года, пришли к выводу о том, что имеются правовые основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении - 1 год службы за 1 год и 6 месяцев службы, периодов службы истца: с 15 января 1991 года по 1 марта 1994 года, с 1 марта 1994 года по 1 октября 1996 года, с 10 апреля 2002 года по 1 февраля 2005 года - в должности милиционера-конвоира в органах внутренних дел по Советскому району г. Махачкалы Республики Дагестан.
Данные выводы суда первой инстанции согласуются и с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым отделение, группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющем изолятор временного содержания, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2012 года N АКПИ12-1138).
Доводы кассационной жалобы ответчика о неправильном истолковании судами первой и апелляционной инстанций положений законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, отклоняются, поскольку действующие в спорный период нормативные акты - подпункт "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года N 690, а также Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 09 октября 2004 года N 640, в редакции, действовавшей до 3 августа 2006 года, единственным условием для льготного исчисления выслуги лет милиционерам и старшинам изолятора временного содержания предусматривали непосредственно осуществление в соответствии с должностными инструкциями функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом условий относительно выполнения обязанностей в определенном подразделении в структуре изолятора временного содержания, законодатель не предусматривал.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и на переоценку доказательств по делу, что, в силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Камышова
Судьи Р.Р. Нурмухаметова
С.В. Черчага
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.