Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тумановой М.Е, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО22, ФИО23, Сироткина А.Г, Сироткиной Е.Н, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7 на решение Уренского районного суда Нижегородской области от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 31 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Тумановой М.Е, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, Тумановой П.П, Сироткина А.Г, Сироткиной Е.Н, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Туманова М.Е, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, Сироткин А.Г, Сироткина Е.Н, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО6 обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра по Нижегородской области) о приостановлении государственной регистрации внесения изменений назначения объекта недвижимости от 9 ноября 2020 года.
В обоснование заявленных требований указали, что ФИО5, ФИО4, ФИО6, ФИО6 являются сособственниками жилого дома (по 1/8 доле в праве общей долевой собственности), ФИО3, ФИО1, ФИО2 являются сособственниками жилого дома (по 1/6 доле в праве общей долевой собственности) общей площадью 151 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" С целью изменения назначения жилого дома на многоквартирный дом, административные истцы обратились в Управление Росреестра по Нижегородской области с заявлением, к которому было приложено соглашение о разделе жилого дома от 6 июля 2020 года. Уведомлением Управления Росреестра по Нижегородской области от 9 ноября 2020 года государственная регистрация внесения изменений назначения объекта недвижимости приостановлена, в связи с отсутствием заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на образуемые помещения; жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером N, разрешенное использование которого для ведения личного подсобного хозяйства. Размещение многоквартирных жилых домов на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, законодательством не допускается. По мнению административных истцов, основания приостановления регистрации противоречат требованиям действующего законодательства, поскольку фактически жилой дом используется сособственниками как многоквартирный, помещения занимаемые семьями обособлены и изолированы друг от друга.
Решением Уренского районного суда Нижегородской области от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 31 марта 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 сентября 2021 года почтой через Уренский районный суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 октября 2021 года, административные истцы просят отменить судебные акты, в связи с нарушением судом норм материального права. Полагают, что назначение здания относится к дополнительным сведениям, не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости, поэтому внесение сведений о назначении здания может быть произведено в уведомительном порядке собственниками объекта недвижимости. Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации не возлагают на лицо, использующее земельный участок не в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, а в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, предусмотренным правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, обязанностей по уведомлению о своем решении органы публичной власти.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оснований для признания незаконными оспариваемого уведомления, не имеется, принято оно в соответствии с законом. Нарушение прав и свобод административных истцов не установлено. Представленное административными истцами соглашение о разделе жилого дома от 6 июля 2020 года не является основанием для государственного кадастрового учета здания по адресу: "адрес", в связи с изменением назначения в виде разрешенного использования на многоквартирный жилой дом, поскольку не является документом, подтверждающим обоснованность внесения таких изменений в назначение жилого здания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
Как следует из материалов административного дела, собственниками жилого дома с кадастровым номером N, общей площадью 151 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" являются Туманова М.Е, ФИО1, ФИО2, имеющие по 1/6 доли в праве на основании договора купли-продажи одной второй доли жилого дома от 9 января 2014 года.
Сироткин А.Г, ФИО6, Сироткина Е.Н, ФИО6 на основании договора купли - продажи одной второй доли жилого дома и земельного участка от 1 июля 2014 года каждый владеет по 1/8 доли в праве.
Соглашением от 6 июля 2020 года Тумановыми и Сироткиными произведен раздел вышеуказанного дома на две квартиры.
Распоряжением администрации Уренского муниципального района Нижегородской области от 18 августа 2020 года N-р назначение здания с кадастровым номером N, площадью 151 кв.м по адресу: "адрес" изменено с жилого дома на многоквартирный дом.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" находится в долевой собственности Сироткиных, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, что в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" не предусматривает размещение на нем многоквартирного дома.
29 октября 2020 года административными истцами в лице представителя в Управление Росреестра по Нижегородской области было подано заявление о государственном кадастровом учете здания с кадастровым номером N, связи с изменением назначения в виде разрешенного использования на многоквартирный жилой дом. К заявлению приложены соглашение о разделе жилого дома от 6 июля 2020 года; распоряжение администрации Уренского муниципального района Нижегородской области от 18 августа 2020 года N "О смене назначения здания, расположенного по адресу: "адрес"; постановление администрации рабочего поселка Арья Уренского муниципального района Нижегородской области от 31 августа 2020 года N "О присвоении адреса"; технические планы, подготовленные 8 октября 2020 года кадастровым инженером ФИО12
Уведомлением от 9 ноября 2020 года осуществление государственной регистрации было приостановлено, в связи с отсутствием заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на образуемые помещения; создаваемый объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен.
Заявителям рекомендовано предоставить заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности на образуемые помещения, документ об уплате государственной пошлины; изменить разрешенное использование земельного участка под жилым домом на допустимое для размещения жилых домов согласно правилам землепользования и застройки.
Статья 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета. Одним из таких оснований является непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 5 части 1 статьи 26).
Осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается и в том случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений (пункт 22 части 1 статьи 26 названного Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на приусадебном земельном участке допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установленный Классификатором видов разрешенного использования вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома; производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обстоятельства дела установлены правильно, доказательства, представленные в материалы дела, исследованы по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, иное толкование норм материального и процессуального права и являются необоснованными.
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уренского районного суда Нижегородской области от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тумановой М.Е, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, Тумановой П.П, Сироткина А.Г, Сироткиной Е.Н, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.