Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Игнатьева В.Г. на решение Волоколамского городского суда Московской области от 15 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области к Игнатьеву В.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать сИгнатьева В.Г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере 13521 рубля 77 копеек, пени в размере 855 рублей 14 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1579 рублей 35 копеек, пени в размере 35 рублей 55 копеек; транспортный налог с физических лиц в размере 55 801 рубля, пени в размере 11856 рублей 78 копеек; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): пени в размере 41 рубля 69 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 3182 рублей 85 копеек, пеню в размере 201 рубля 29 копеек.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 15 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 марта 2021 года, административные исковые требования удовлетворены частично.
С Игнатьева В.Г. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1579 рублей 35 копеек, пени в размере 35 рублей 55 копеек; транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 55 801 рубля, пени за период с 27 июня 2017 года по 16 октября 2019 года в размере 11856 рублей 78 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 18 сентября 2021 года почтой через Волоколамский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 октября 2021 года, Игнатьев В.Г. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что не получал налоговое уведомление и требование об уплате налога; налоговым органом пропущен срок обращения к мировому судье, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Игнатьев В.Г.состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области в качестве индивидуального предпринимателя.
4 августа 2017 года внесена запись о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя на основании поданного им 28 июля 2017 года заявления.
В 2015 году в собственности Игнатьева В.Г. находились автотранспортные средства: N, государственный регистрационный знак N, N, государственный регистрационный знак N, N, государственный регистрационный знак N, N, государственный регистрационный знак N.
Следовательно, Игнатьева В.Г. являлся плательщиком страховых взносов и транспортного налога.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области 22 марта 2020 года через личный кабинет налогоплательщика Игнатьеву В.Г. поступило требование N об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1579 рублей 35 копеек, пени в размере 82 рублей 44 копеек по состоянию на 14 марта 2018 года, со сроком уплаты до 26 марта 2018 года.
Требование административным ответчиком не исполнено.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области через личный кабинет налогоплательщика Игнатьеву В.Г. направлено налоговое уведомление от 2 мая 2017 года N об уплате не позднее26 июня 2017 года перерасчета транспортного налога за 2015 год в размере 58 761 рубль.
В связи с неуплатой налога через личный кабинет налогоплательщика налоговый орган 30 октября 2019 года направил требование N об уплате транспортного налога по состоянию на 17 октября 2019 года в срок до 30 октября 2019 года, которое не исполнено.
По заявлению Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области мировым судьей судебного участка N 14 Волоколамского судебного района Московской области 17 марта 2020 года был выдан судебный приказ о взыскании с Игнатьева В.Г. задолженности по страховым взносам, транспортному налогу, пени.
По заявлению должника определением мирового судьи судебного участка N 14 Волоколамского судебного района Московской области от 6 апреля 2020 года судебный приказ от 17 марта 2020 года отменен.
7 октября 2020 года почтой налоговый орган обратился в суд административным иском.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Игнатьевым В.Г. не исполнено требование налогового органа об уплате страховых взносов, транспортного налога, пени, в связи с чем имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Игнатьева В.Г. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Срок обращения в суд с административным иском соблюден.
Налоговое уведомлениеот 2 мая 2017 года N было выставлено административному ответчику в связи с перерасчетом транспортного налога за 2015 год, вне зависимости от ранее направленных налоговых уведомлений и требований по транспортному налогу за 2015 год.
Налоговое уведомлениеот 8 сентября 2016 года N на оплату транспортного налога за 2015 год в связи с произведенным налоговым органом перерасчетом транспортного налога за 2015 год не было реализовано.
Процедура по взысканию транспортного налога за 2015 год проводилась по налоговому уведомлению от 2 мая 2017 года N на основании перерасчета.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419, пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации указанными лицами уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356).
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
Грузовые и легковые автомобили, согласно указанной статье Налогового кодекса Российской Федерации, признаются объектами налогообложения транспортным налогом.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 2 статьи 434 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) указанными лицами страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
При несвоевременной уплате обязательных платежей на основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов о частичном удовлетворении административных исковых требований.
Доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, являются необоснованными.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени.
Согласно материалам дела налогоплательщику предлагалось в срок до 26 марта 2018 года оплатить задолженность по страховым взносам за 2017 год и пени.
Также в срок до 30 октября 2019 года следовало оплатить задолженность по транспортному налогу в связи с произведенным перерасчетом за 2015 год и соответствующую пени, что не противоречит абзацу 2 пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом на взыскание задолженности по транспортному налогу за 2015 году в связи с произведенным перерасчетом и пени налоговым органом срок на обращение с заявлением к мировому судье и с административным иском в суд не пропущен.
Судебный приказ выдан налоговому органу 17 марта 2020 года, мировой судья не усмотрел оснований для отказа в его выдаче.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о неполучении почтой налогового уведомления и требования об уплате спорных платежей, на существо принятых судебных актов не влияет.
Налоговое уведомление и требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу, в частности через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации в частности установлено, что порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 8 приказа Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, следует, что налоговые уведомления и требования были переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
При этом судебная коллегия отмечает, что правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, имеет факт получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, а не зависящее исключительно от самого налогоплательщика обстоятельство фактического использования личного кабинета.
Размер задолженности по страховым взносам, транспортному налогу и пени подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым судами в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, что не может служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права судами допущено не было, в связи с чем основания для отмены или изменения судебных актов, в том числе предусмотренные в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волоколамского городского суда Московской области от 15 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатьева В.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.