Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калединой Н.И. на решение Курского областного суда от 19 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Калединой Н.И. о признании недействующим подпункта 5.8 пункта V Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области, утвержденного решением Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области от 10 апреля 2019 года N 16 (в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области от 13 июля 2020 года N 25).
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области от 10 апреля 2019 года N 16 утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области (далее - Порядок). В настоящее время Порядок действует в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области от 13 июля 2020 года N 25.
Пунктом V названного Порядка установлен порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих, согласно подпункту 5.8 которого "размер среднемесячного заработка не может превышать 1, 5 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Каледина Н.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующим подпункт 5.8 пункта V Порядка (в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области от 13 июля 2020 года N 25), поскольку он противоречит положениям части 10 статьи 8 Закона Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области", указав, что на основании оспариваемого акта администрацией Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области ей отказано в назначении доплаты к пенсии, чем нарушено ее право на социальное обеспечение.
Решением Курского областного суда от 19 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 октября 2021 года через Курский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 октября 2021 года, Каледина Н.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ею требований, полагая, что судами неверно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, а также неправильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Указывает, что отсутствие в Законе Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" указания на нижний предел величины среднемесячного заработка не означает возможность произвольного уменьшения верхнего предела такой величины; данный Закон Курской области не ставит расчет пенсионного обеспечения муниципального служащего в зависимость от финансового обеспечения муниципалитета; судами не учтено, что бюджет сельсовета является профицитным, для выяснения всех обстоятельств дела не привлечена к участию в деле администрация Золотухинского района Курской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 данного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Частью 17 статьи 8 Закона Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области", которым определены особенности муниципальной службы в Курской области, закреплено, что порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет, правила обращения за пенсией за выслугу лет, правила установления пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальными правовыми актами.
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Уставом муниципального образования "Будановский сельсовет" Золотухинского района Курской области, утвержденным решением Собрания депутатов Будановского сельсовета 21 ноября 2010 года N 16, предусмотрено, что муниципальные правовые акты, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области официальному опубликованию, публикуются Главой Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области в 7-мидневный срок в газете "Золотухинская жизнь", размещаются в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования "Будановский сельсовет" Золотухинского района Курской области (http://budanovka.ru/articles/municipalnye-pravovye-akty).
Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений также используется портал Минюста России "Нормативные правовые акты Российской Федерации" (http://pravo-mingust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания ЭЛ N ФС77-72471 от 5 марта 2008 года). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на указанном портале объемные графические и табличные приложения к нему в газете "Золотухинская жизнь" могут не приводиться.
Судами установлено, что оспариваемые решение и Порядок обнародованы на стендах информации администрации Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области и размещены на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://budanovka.ru/articles/municipalnye-pravovye-akty.
Таким образом, проверив оспариваемое решение от 10 апреля 2019 года N 16 (в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области от 13 июля 2020 года N 25) на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования муниципального правового акта, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и в предусмотренной действующим законодательством форме. Процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.
При этом на основании анализа норм федерального и регионального законодательства судами установлено соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме распространяются на муниципального служащего
Законом Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" закреплено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и Законом Курской области от 1 февраля 2017 года N 1-ЗКО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Курской области". Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Курской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Курской области. Максимальный размер пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского служащего Курской области, определенного в соответствии со статьей 6 приведенного Закона.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ среднемесячный заработок при расчете пенсии за выслугу лет учитывается с рядом ограничений, в частности, он не может превышать 2, 8 должностного оклада (0, 8 денежного вознаграждения) служащего.
Аналогичные положения закреплены и в части 2 статьи 6 Закона Курской области от 1 февраля 2017 года N 1-ЗКО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Курской области", в соответствии с которой размер среднемесячного заработка, исходя из которого государственному гражданскому служащему Курской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2, 8 должностного оклада, установленного государственному гражданскому служащему Курской области в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Курской области.
Учитывая, что в приведенных федеральных и областных законах установлены лишь максимальные размеры денежного содержания, из которых исчисляется пенсия за выслугу лет, и не предусмотрены минимальные размеры денежного содержания для такого исчисления, установление в оспариваемом пункте 5.8 V Порядка (в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области от 13 июля 2020 года N 25) меньших размеров денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не противоречит вышеуказанным положениям федерального и областного законодательства.
Таким образом являются правильными выводы судебных инстанций о том, что Собрание депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области уполномочен был принимать решения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет. Поскольку финансирование данной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то Собрание депутатов вправе было вводить и изменять порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных возможностей названного муниципального образования, а также в связи с тем, что установленный размер состава денежного содержания не превышает максимальный размер денежного содержания, установленного Законом Курской области от 1 февраля 2017 года N 1-ЗКО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Курской области".
Вопреки доводам кассационной жалобы иное толкование приведенных законоположений не свидетельствует о нарушении судами норм материального права и не влечет отмену обжалуемых судебных актов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о профиците бюджета сельсовета, необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации Золотухинского района Курской области, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, мотивы, по которым такие доводы были отклонены, приведены в апелляционном определении. Не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курского областного суда от 19 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Калединой Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.