Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А. и Черновой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубина Петра Александровича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Тульской области, администрации муниципального образования города Новомосковск Тульской области о перерасчете единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилья, по кассационной жалобе Шубина Петра Александровича на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 4 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 4 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, судебная коллегия
установила:
Шубин П.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Тульской области, администрации муниципального образования города Новомосковск Тульской области о перерасчете единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 4 октября 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 4 апреля 2019 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Шубина П.А. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шубин П.А. является пенсионером МВД и получает пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, уволен в звании капитана внутренней службы с выслугой лет в календарном исчислении - 23 года, в льготном исчислении - 24 года, по болезни.
С ДД.ММ.ГГГГ Шубин П.А. состоял на жилищном учете в качестве нуждающегося.
Вступившим в законную силу решением Новомосковского городского суда Тульской области от 25 ноября 2015 г. за истцом признано право на обеспечение жилым помещением в форме предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". На администрацию муниципального образования г. Новомосковск возложена обязанность по принятию у Шубина П.А. документов и включению его составом семьи пять человек в списки граждан, изъявивших желание приобрести жилье.
Вышеуказанным решением суда установлено, что Шубин П.А. имеет право на получение государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", поскольку при увольнении из органов внутренних дел имел все условия, предусмотренные вышеназванными Федеральными законами: до 1 января 2005 г. принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях; службу проходил в органах внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета; продолжительность службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении составляет более 10 лет; из органов внутренних дел он уволен по состоянию здоровья.
В соответствии с гарантийным письмом администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области от 23 марта 2018 г. N удостоверено предоставление из федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в размере 2 212 864 руб. из расчета нормы предоставления общей площади жилого помещения 64 кв. м и стоимости 1 кв. м общей площади 34 576 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Шубин П.А. и члены его семьи с использованием единовременной денежной выплаты в размере 2212864 руб. на основании договора купли-продажи приобрели жилое помещение общей площадью 63, 7 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Обращаясь в суд с иском, Шубин П.А. полагал, что размер субсидии рассчитан неправильно, без применения повышающего коэффициента (2, 6), установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", вследствие чего, подлежащий выплате размер субсидии должен составлять 6 292 832 руб.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом положений Федерального закона от 27 мая 1998 г..N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 8 декабря 2010 г..N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г..N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г..N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Постановления Правительства Тульской области от 13 марта 2012 г..N 98 "Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, установленным Федеральным законом от 8 декабря 2010 г..N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку Шубин П.А. реализовал в установленном законом порядке свое право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г..N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого
помещения определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. Данный вид жилищной гарантии, установленный для определенной категории граждан, не предусматривает применение указанных истцом коэффициентов.
При этом, единовременные денежные выплаты, предоставляемые гражданам в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеют целевое назначение и могут быть перечислены в установленном законом порядке только на приобретение (строительство) жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Положениями п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определены условия предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения гражданам, а не единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 этой же статьи. Несмотря на то, что по своей правовой природе и социальному предназначению названные формы обеспечения граждан жильем (предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) схожи, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" разграничивает как граждан, которые могут претендовать на обеспечение жильем в названных формах, так и правила определения размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В этой связи суды правомерно отклонили доводы истца, ссылавшегося на Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного по существу решения, судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Шубина П.А.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 4 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 4 апреля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шубина Петра Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.