Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2021 года гражданское дело N 2-269/2021 по иску Кузьмина Михаила Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периода работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 18 июня 2021 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Кузьмин М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периода работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда г..Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2021 года исковые требования Кузьмина М.В. удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 23 ноября 2020 года N248307/20-707, с учетом исправлений внесенных решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 4 марта 2021 года, в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и невключения в специальный стаж Кузьмина М.В. периодов работы с 20 апреля 1992 года по 14 января 1994 года, с 1 февраля 1994 года по 11 февраля 1994 года, с 1 марта 1994 года по 13 марта 1994 года, с 1 апреля 1994 года по 11 июня 1995 года, с 1 июля 1995 года по 17 июля 1995 года, с 1 августа 1995 года по 18 ноября 1995 года, с 1 декабря 1995 года по 16 декабря 1995 года, с 1 января 1996 года по 15 марта 1996 года, с 1 апреля 1996 года по 12 апреля 1996 года в качестве слесаря-ремонтника участка по ремонту плавильного оборудования цеха N 19 на "данные изъяты". На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность зачесть Кузьмину М.В. в специальный стаж периоды работы с 20 апреля 1992 года по 14 января 1994 года, с 1 февраля 1994 года по 11 февраля 1994 года, с 1 марта 1994 года по 13 марта 1994 года, с 1 апреля 1994 года по 11 июня 1995 года, с 1 июля 1995 года по 17 июля 1995 года, с 1 августа 1995 года по 18 ноября 1995 года, с 1 декабря 1995 года по 16 декабря 1995 года, с 1 января 1996 года по 15 марта 1996 года, с 1 апреля 1996 года по 12 апреля 1996 года в качестве слесаря-ремонтника участка по ремонту плавильного оборудования цеха N 19 на "данные изъяты".
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность назначить Кузьмину М.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12 ноября 2020 года. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Кузьмина М.В. взысканы 300 рублей в возмещение расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины, а также 6000 рублей в возмещение расходов на оплату юридических услуг.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 18 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие доказательств, подтверждающих льготный характер работы истца в оспариваемые периоды.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 12 ноября 2020 года Кузьмин М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 20 января 1999 года, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 23 ноября 2020 года N248307/20-707 (с учетом исправлений, внесенных решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 4 марта 2021 года) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 7 лет 6 месяцев, по мнению ответчика, имеется 4 года 1 месяц 4 дня.
В специальный стаж ответчиком не включены, в том числе периоды работы истца с 20 апреля 1992 года по 14 января 1994 года, с 1 февраля 1994 года по 11 февраля 1994 года, с 1 марта 1994 года по 13 марта 1994 года, с 1 апреля 1994 года по 11 июня 1995 года, с 1 июля 1995 года по 17 июля 1995 года, с 1 августа 1995 года по 18 ноября 1995 года, с 1 декабря 1995 года по 16 декабря 1995 года, с 1 января 1996 года по 15 марта 1996 года, с 1 апреля 1996 года по 12 апреля 1996 года в должности слесаря-ремонтника участка по ремонту плавильного оборудования цеха N 19 в "данные изъяты", поскольку Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 позицией 2150100а-18559 раздела XIV, "Металлообработка" предусмотрены слесари-ремонтники литейного производства. Документально не подтверждена занятость в литейных цехах. Организация ликвидирована. Приказ о закреплении слесаря-ремонтника за литейным цехом не представлен.
Из трудовой книжки истца следует, что 20 апреля 1992 года Кузьмин М.В. принят слесарем - ремонтником по 5 разряду в цех N 19 на участок по ремонту плавильного оборудования в "данные изъяты"; 12 июля 1994 года переведен слесарем-ремонтником по 6 разряду в том же цехе; 24 апреля 1996 года уволен по статье 31 КЗоТ РФ (по собственному желанию).
Согласно архивной справке ГКАУ "Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия" от 25 января 2021 года в документах архивного фонда "данные изъяты" в лицевых счетах по начислению заработной платы рабочим и служащим "данные изъяты" за 1992 - 1996 годы значится Кузьмин М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, слесарь-ремонтник, ему начислялась заработная плата.
В материалы дела представлены лицевые счета рабочих и служащих цеха N 19, согласно которым слесарю-ремонтнику Кузьмину М.В. выплачивалась заработная плата, из которой в пенсионный орган производились отчисления.
Из архивной справки ГКАУ "Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия" от 25 января 2021 года видно, что в архиве имеются приказы, которыми подтверждается работа Кузьмина М.В. на "данные изъяты"" в должности слесаря-ремонтника с повременно-премиальной оплатой труда в цехе N 19 на участке по ремонту плавильного оборудования.
Факт работы истца в период с 20 апреля 1992 года по 24 апреля 1996 года слесарем-ремонтником на участке по ремонту плавильного оборудования в цехе N 19 "данные изъяты" также подтверждается архивными справками от 1 марта 2019 года N К-101-103, актом проверки от 19 августа 2020 года, актом камеральной проверки от 26 октября 2020 года, из которого усматривается, что согласно ЕТКС профессия слесаря-ремонтника, работающего в литейных цехах, предусмотрена Списком N 2 от 26 января 1991 года N 10 раздел XIV позиция 2150100а-18559.
Согласно заключению Государственной экспертизы условий труда от 9 марта 2021 года в отделе охраны Государственной экспертизы условий труда и развития социального партнерства Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия имеется перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей "данные изъяты", работникам которых установлена пенсия в связи с особыми условиями труда на 1 января 2000 года, в котором поименованы "слесари-ремонтники". При этом характеристика их работы (ремонт, наладка, демонтаж, регулировка и наладка сложного оборудования, агрегатов и машин, сдача после ремонта; слесарная обработка деталей и узлов по 6-7 разр.; разборка, ремонт и сборка узлов; воздействие запыленности, шума, код показателя (фактора 3) соответствовала позиции 2150100а-18559 "слесари-ремонтники" подраздела 1 "Литейное производство" раздела XIV "Металлообработка" Списка N 2 от 26 января 1991 года N 10.
Кроме того, имеется приказ "данные изъяты" от 12 февраля 1991 года N 34, подтверждающий, что работники централизованных специализированных подразделений (в том числе энергосилового цеха N 19), постоянно занятые в литейных цехах капитальным и средним ремонтом литейного оборудования, обслуживанием и ремонтом энергосилового оборудования, приравниваются по тарифным ставкам и окладам к работникам литейных цехов. Следовательно, условия и характер труда таких работников совпадают.
Согласно справке-обоснованию энергосиловой цех N 19 наряду с прочими является вспомогательным цехом, обслуживающим горячие участки литейных цехов N 01, 02, 03, 04, 05.
Согласно проведенной государственной экспертизе представленных документов условия труда Кузьмина М.В. в спорные периоды его работы в должности слесаря-ремонтника участка по ремонту плавильного оборудования цеха N 19 в "данные изъяты" относятся к особым условиям труда.
Характер и условия выполняемой Кузьминым М.В. работы в спорные периоды в должности слесаря-ремонтника участка по ремонту плавильного оборудования цеха N 19 в "данные изъяты" соответствовали условиям и характеру работы по профессии "слесари-ремонтники" Списка N 2 от 26 января 1991 года N 10 (раздел XIV "Металлообработка", позиция 2150100а-18559).
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Кузьмина М.В, суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, пришел к выводу, что работа истца в спорные периоды времени подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку характер и условия выполняемой истцом работы в данные периоды соответствуют работе, занятость в которой дает право на льготную пенсию в соответствии со Списком N 2 от 26 января 1991 года N 10.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие приказов о закреплении истца для выполнения работ в литейном производстве не свидетельствует о не работе истца в литейном цехе, с учетом того, что локальными нормативными актами "данные изъяты" работники участка по ремонту плавильного оборудования цеха N19 были приравнены к работникам горячих цехов. Доказательств, свидетельствующих о том, что трудовую деятельность в оспариваемые периоды истец осуществлял не в литейном цехе N 19, в материалах дела не имеется.
Установив, что специальный стаж истца с учетом включения спорных периодов работы составляет 7 лет 8 месяцев 21 день, приняв во внимание, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Кузьмин М.В. достиг возраста 57 лет, суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию с 12 ноября 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", пунктов 2, 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, пункта 5 Разъяснений Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию"), подлежащих применению к спорным отношениям с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 18 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.