N 88-27837/2021
N 2-80/2018
г. Саратов 19 ноября 2021 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции, в составе судьи Балашова А.Н, рассмотрев единолично кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Левобережного районного суда г. Воронежа от 18 ноября 2021 г. и апелляционное определение Воронежского областного суда от 2 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-80/2018 по иску Стрекалина О.В. к Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности по ежемесячной выплате 2, 5 минимальных размеров оплаты труда в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, о взыскании возмещения вреда, причиненного здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Воронежской области обратилось в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 января 2018 г, в котором указало о том, что Министерство финансов Российской Федерации отвечало по обязательствам выплаты Стрекалину О.В. капитализированных повременных платежей за счет казны Российской Федерации в размере 5 580 руб. ежемесячно в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, с последующей индексацией в установленном законом порядке, начиная с 10 января 2018 г. Между тем, с 1 января 2020 г. постановлением Правительства РФ от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с изложенным просил изменить порядок и способ исполнения решения Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 января 2018 г. в части обязания Минфина России за счет казны Российской Федерации выплачивать в пользу Стрекалина О.В, начиная с 10 января 2018 г, ежемесячно сумму в размере 5 580 руб. ежемесячно в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, с последующей индексацией в установленном законом порядке до исполнения Стрекалину О.В. возраста 70 лет, то есть до 14 января 2043 г, заменив Минфин России на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Левобережного районного суда г. Воронежа от 18 ноября 2020 г. постановлено: изменить порядок и способ исполнения решения Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 января 2018 г. по делу N 2-80/2018 по иску Стрекалина О.В. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение капитализированных платежей в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны обязательств по выплате Стрекалину О.В. ежемесячной суммы в размере 5 580 руб. в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, с последующей индексацией в установленном законом порядке до исполнения Стрекалину О.В. возраста 70 лет, и Министерство финансов Российской Федерации заменить на уполномоченный орган Правительством Российской Федерации с момента вступления определения в законную силу - Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 2 сентября 2021 г. определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с положениями ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
По смыслу ст. 203 ГПК РФ изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. (пункт 1). Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2020 г. (пункт 5).
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 18 июля 2003 г. в пользу Стрекалина О.В. с Государственного унитарного предприятия "Проектное дорожно-ремонтное управление N 10" взыскано в возмещение причиненного преступлением материального ущерба, расходов по оплате помощи представителя - 27 637 руб. 68 коп, в возмещение заработка, утраченного в результате повреждения здоровья единовременно 22 500 руб, в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячно, начиная с 1 июля 2003 г. 2, 5 минимальных размера оплаты труда до изменения процента утраты профессиональной трудоспособности.
При вынесении указанного решения, суд установил, что при определении суммы утраченного заработка в связи с повреждением здоровья необходимо учитывать процент утраты истцом профессиональной трудоспособности до 4 апреля 2002 г. - 80 %, а с 4 апреля 2002 г. и на момент вынесения решения - 50 %.
По вышеуказанному гражданскому делу Стрекалиным О.В. были получены исполнительные листы, которые предъявлены к исполнению.
Судебным приставом - исполнителем Железнодорожного района г. Воронежа на основании исполнительных документов 28 августа 2003 г. были возбуждены исполнительные производства.
8 ноября 2010 г. решением Арбитражного суда Воронежской области ФГУП "Проектное дорожно-ремонтное управление N10" признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства.
30 января 2014 определением Арбитражного суда Воронежской области завершено конкурсное производство ФГУП "Проектное дорожно-ремонтное управление N 10".
Судом установлено, что в рамках дела о банкротстве ФГУП "Проектное дорожно-ремонтное управление N 10" требования Стрекалина О.В. к должнику не устанавливались. Сведений об уступке Стрекалиным О.В. своих требований о возмещении вреда, причиненного его здоровью, Российской Федерации в деле о банкротстве не имеется.
Стрекалин О.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о признании за ним права на получение капитализированных платежей.
10 января 2018 г. решением Левобережного районного суда г. Воронежа, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 5 апреля 2018 г, постановлено: признать за Стрекалиным О.В. право на получение капитализированных повременных платежей от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в размере 5 580 руб. ежемесячно в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, с последующей индексацией в установленном законом порядке, начиная с 10 января 2018 г. и до исполнения Стрекалину О.В. возраста 70 лет, то есть до 14 января 2043 г. Обязать Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации выплачивать в пользу Стрекалина О.В, начиная с 10 января 2018 г, ежемесячно сумму в размере 5 580 руб. в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, с последующей индексацией в установленном законом порядке до исполнения Стрекалину О.В. возраста 70 лет, то есть до 14 января 2043.
5 ноября 2020 г. представитель Управления Федерального казначейства по Воронежской области обратился в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 января 2018 г, Удовлетворяя заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявления Управления Федерального казначейства по Воронежской области об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Приведенные заявителем в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Левобережного районного суда г. Воронежа от 18 ноября 2021 г. и апелляционное определение Воронежского областного суда от 2 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.