Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-12/2021 по кассационной жалобе административного истца Грудцына Игоря Анатольевича на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 15 января 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 апреля 2021 г., принятые по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N. Грудцына И.А. об оспаривании действий командира данной воинской части, связанных с порядком увольнения с военной службы.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационного обращения, заключение военного прокурора Шамсутдинова А.А, предложившего судебные постановления оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Грудцына И.А. с требованиями:
- о признании незаконными приказов командира войсковой части N. от 8 сентября 2020 г. N 41 об увольнении его с военной службы по собственному желанию, от 16 сентября 2020 г. N 177 об исключении данного военнослужащего из списков личного состава воинской части и отказа в предоставлении дополнительных суток отдыха за привлечение в 2020 г. к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени;
- о возложении обязанности на командира войсковой части N. произвести перерасчет выслуги лет с учетом периодов военной службы, которые исчисляются на льготных условиях.
В кассационной жалобе, поданной 1 октября 2021 г, административный истец просит отменить судебные постановления в части, касающейся отказа в перерасчете выслуги лет ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права, принять в указанной части новое решение.
В обоснование этого приводит доводы, суть которых сводится к тому, что суды, неверно определив дату начала течения трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании расчета выслуги лет на льготных условиях, пришли к необоснованному выводу о пропуске им указанного срока.
При этом обращает внимание, что командованием не были рассмотрены его возражения по исчислению выслуги лет вплоть до издания приказа об увольнении с военной службы, а также не предоставлены доказательства доведения до него представления на увольнение с военной службы, о котором ему стало известно при ознакомлении с соответствующим приказом.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, суд приходит к нижеследующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В настоящем административном деле такого характера существенные нарушения норм процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что Грудцын И.А. проходил военную службу в войсковой части N. в должности "данные изъяты").
В связи с предстоящим увольнением с военной службы с административным истцом 11 июля 2020 г. проведена беседа, в ходе которой ему доведен расчет выслуги лет на военной службе, составляющий в льготном исчислении 26 лет и 8 месяцев.
29 августа 2020 г. Грудцына И.А. ознакомили с новым расчетом выслуги лет, в котором льготное исчисление периодов военной службы указано в меньшем размере в связи с этим военнослужащий указал о несогласии с расчетом его выслуги за период с января по октябрь 2019 г.
Какого-либо решения по указанному заявлению командованием принято не было, а приказами командира войсковой части N. от 8 сентября 2020 г. N 4 и от 16 сентября 2020 г. N 177 административный истец уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части 18 сентября 2020 г.
В суд с заявлением об оспаривании правильности указанного расчета выслуги лет Грудцын И.А. обратился 15 декабря 2020 г.
Отказывая при изложенных обстоятельствах в удовлетворении указанного требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что начало течения срока обращения Грудцына И.А. в суд следует исчислять с даты доведения до него оспоренного расчета, то есть с 29 августа 2020 г, поскольку заявленное несогласие с ним, по мнению судов, не является обращением, требующим рассмотрения в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Кассационный военный суд считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ право граждан на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностного лица возникает в том случае, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено частями 1, 1.1 статьи 219 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
При этом частью 3 статьи 92 КАС РФ установлено, что течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится беседа, содержание которой отражается в листе беседы, который подписывается военнослужащим и должностным лицом, проводившим беседу.
У военнослужащего уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет.
Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Из обстоятельств, установленных судами по настоящему делу, видно, что событием, послужившим поводом для обращения в гарнизонный военный суд с административным иском и с которым Грудцын И.А. связывает нарушение своих прав, является оставление командиром войсковой части N. без рассмотрения и разрешения возражений, заявленных этим военнослужащим по поводу исчисленной выслуги лет, с которой его ознакомили 29 августа 2020 г.
Именно указанные действия (бездействие) Грудцын И.А. оспорил в суде, которые подлежали правовой оценке судом применительно к требованиям части 9 статьи 226 КАС РФ.
Кроме того, фактические данные, касающиеся момента окончания Грудцыным И.А. военной службы, неразрывно связаны с периодом, в рамках которого у административного ответчика в силу предписаний пункта 14 статьи 34 Положения сохранялась обязанность по реализации права административного истца на оформление соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера.
Совокупность приведенных обстоятельств с очевидностью указывает как на наличие вплоть до прекращения 18 сентября 2020 г. военно-служебных отношений длящегося характера правоотношений в предполагаемом нарушении прав Грудцына И.А. на исчисление его выслуги лет, так и на необходимость определения установленного статьей 219 КАС РФ трехмесячного срока именно с этой даты.
С учетом изложенного административный истец, обратившись в суд с вышеуказанными требованиями 15 декабря 2020 г, не пропустил установленный процессуальным законом трехмесячный срок.
Что касается осведомленности Грудцына И.А. по состоянию на 29 августа 2020 г. об ином расчете его выслуги лет, то, вопреки ошибочному мнению судов, данное обстоятельство к моменту, с которого подлежит исчислению установленный статьей 219 КАС РФ срок, не относится, поскольку правоотношения, связанные с прохождением Грудцыным И.А. военной службы, к этой дате не были прекращены, а его возражения на вышеназванный расчет командованием в порядке, определенном в пункте 14 статьи 34 Положения, - не рассмотрены.
Ошибки в применении норм материального и процессуального права, допущенные судом первой инстанции и не исправленные судом апелляционной инстанции, привели к принятию в обжалуемой административным истцом части незаконных судебных актов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения суда и апелляционного определения в части, касающейся отказа в удовлетворении требований Грудцына И.А. к командиру войсковой части N. относительно порядка исчисления выслуги лет.
Поскольку обжалуемая часть решения не обусловлена другой его частью, которая не обжалуется административным истцом и подлежит оставлению без изменения судом кассационной инстанции, то административное дело, подлежит направлению на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд только в указанной части (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 15 января 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 апреля 2021 г, принятые по административному исковому заявлению Грудцына Игоря Анатольевича в части, касающейся требований к командиру войсковой части N. относительно порядка исчисления выслуги лет, отменить.
Административное дело в указанной части требований направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции - Краснодарский гарнизонный военный суд в ином составе суда.
В остальной части обжалованные судебные постановления оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 г.
Председательствующий: П.И. Бабошкин
Судьи: Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.