Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Лопаткина Н.А., изучив кассационную жалобу Карелиной Оксаны Юрьевны на решение мирового судьи судебного участка N108 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области, и.о. мирового судьи судебного участка N143 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 31 марта 2021 года и апелляционное определение Советского районного суда города Волгограда от 29 июня 2021 года по гражданскому делу по иску ООО "Концессии водоснабжения" к Карелиной Оксане Юрьевне о взыскании доначисления размера платы при выявлении несанкционированного подключения (водоотведения),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Концессии водоснабжения" обратилось в суд с иском к Карелиной О.Ю, в котором просило взыскать задолженность в размере 4 540 рублей 61 копейку, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование требований указано, что в соответствии с Постановлением Главы администрации Волгограда от 25 июня 2015 года ООО "Концессии водоснабжения" определено гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения в границах городского округа город-герой Волгоград с 01 июля 2015 года. На основании вышеуказанного постановления истец осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Волгограда, в том числе физическим лицам. Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", является Карелина О.Ю. Ответчик потребляет услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, поставляемые ООО "Концессии водоснабжения". В ходе обследования было установлено самовольное присоединение и сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, составлен акт и вынесено предписание о необходимости предоставления документов для внесения в договор водоотведения. Предписание не выполнено. В соответствии с пунктом 24 Правил организации коммерческого учета сточных вод (утв. Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 года N 776, Карелиной О.Ю. было произведено начисление по пропускной способности ввода d-100 мм, из расчета объема принятых (отведенных) сточных вод согласно объемам водопотребления домовладения и прибора учета холодной воды за период с 01 августа 2017 года по 31 июля 2020 года, с 01 августа 2020 года по 28 августа 2020 года в размере 4 540 рублей 61 копейка.
Решением мирового судьи судебного участка N108 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области, и.о. мирового судьи судебного участка N143 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 31 марта 2021 года исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взысканы денежные средства за период с 01 августа 2017 года по 31 июля 2020 года, с 01 августа 2020 года по 28 августа 2020 года в размере 4 540 рублей 61 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей. Отказано в удовлетворении заявления Карелиной О.А. о взыскании с истца судебных расходов в размере 1 500 рублей.
Апелляционным определением Советского районного суда города Волгограда от 29 июня 2021 года решение мирового судьи от 31 марта 2021 года оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решение мирового судьи и апелляционного определения. Заявитель жалобы считает, что судебные постановления являются незаконными и необоснованными, вынесены при неправильном применении норм материального и процессуального права; судами неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование требований истец ссылался на то, что в нарушении положений пунктов 148, 149 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, ООО "Концессия водоснабжения" инициируя проверку, обязано предварительно любым доступным способом уведомить потребителя о дате и времени предстоящей проверки. При этом истцом доказательств, подтверждающих факт предварительного уведомления потребителя в отношении которой составлен акт о самовольном подключении, не представило.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, если иное не установлено данным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии с Законом N 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83, определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это пользование ею либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (абзац восьмой пункта 2 Правил N 644).
Самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий (абзац девятый пункта 2 Правил N 644).
Пункт 82 Правил N 644 устанавливает, что определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 года N 776 (далее - Правила N 776).
В пункте 14 Правил N 776 предусмотрено, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
При расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в том числе, метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (подпункт "а" пункта 16 Правил N 776).
В подпункте "а" пункта 16 Правил N 776 предусмотрено, что применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1, 2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
Согласно пункту 36 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды, объемов принятых (отведенных) сточных вод абонентом, транзитными организациями, осуществлять проверку состояния приборов учета воды, сточных вод в целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), устанавливать контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета); осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов; осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; временно прекращать или ограничивать холодное водоснабжение, водоотведение, транспортировку холодной воды, сточных вод в порядке, предусмотренном настоящими Правилами; прекращать подачу холодной воды и (или) отведение сточных вод в отношении объектов лиц, осуществивших самовольное подключение
(технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) осуществляющих самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 24 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 года N 776 (далее - Правила N 776) при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Карелина О.Ю. является собственником домовладения по вышеуказанному адресу, и потребителем услуги по холодному водоснабжению, поставляемой ООО "Концессии водоснабжения".
Из акта N следует, что 06 декабря 2019 года представителями ООО "Концессии водоснабжения" по адресу: "адрес", обнаружено самовольное присоединение и сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, диаметр ввода/выпуска D 100 мм. Указано, что собственнику необходимо представить пакет документов в договорной отдел ООО "Концессии водоснабжения" для внесения изменений в договор. В противном случае прием сточных вод будет прекращен. Акт подписан представителями ООО "Концессии водоснабжения"; направлен простой почтовой корреспонденцией согласно списку почтовых отправлений от 16 декабря 2019 года.
Согласно акту N от 21 апреля 2020 года представителями ООО "Концессии водоснабжения" по адресу: "адрес" установлено, что предписание от 06 декабря 2019 года не выполнено, нарушение не устранено, сброс стоков производится самовольно, диаметр ввода/выпуска D 100 мм. Акт подписан представителями ООО "Концессии водоснабжения", указано, что второй экземпляр отправлен почтой; акт направлен в адрес Карелиной О.Ю. заказной корреспонденцией и получен адресатом.
18 августа 2020 года в адрес Карелиной О.Ю. направлены уведомление о начислении за самовольное водоотведение и счет за фактически осуществленное водоотведение за период с 01 августа 2017 года по 31 июля 2020 года, которые не получены адресатом и возвращены отправителю за истечением срока хранения в почтовом отделении связи.
Из акта N следует, что в ходе очередного обследования 28 августа 2020 года представителями ООО "Концессии водоснабжения" установлено, что Карелиной О.Ю. предписание от 06 декабря 2019 года не выполнено, нарушение не устранено, произведено тампонирование самовольно смонтированного канализационного выпуска D 100 мм в КК 1, сброс стоков не производится. Акт подписан представителями ООО "Концессии водоснабжения" и направлен согласно реестру почтовых отправлений в адрес Карелиной О.Ю, однако не получен адресатом и возвращен отправителю за истечением срока хранения в почтовом отделении связи.
18 сентября 2020 года в адрес Карелиной О.Ю. направлены уведомление о начислении за самовольное водоотведение и счет за фактически осуществленное водоотведение за период с 01 августа 2020 года по 28 августа 2020 года, которые не получены адресатом и возвращены отправителю за истечением срока хранения в почтовом отделении связи.
11 февраля 2021 года представители ООО "Концессии водоснабжения" вновь осмотрели канализационные колодцы на территории перед домовладением по адрес, и произвели, о чем был составлен акт N, согласно которому установлено наличие двух оборудованных канализационных колодцев: КК 1 - водонепроницаемый выгреб с переливной трубой D 100 мм, по которой производится сброс стоков в КК 2 - городской канализационный коллектор без оформления договорных отношений, составлен фото- и видеоматериал.
Указанные акты, уведомления, суд первой инстанции признал допустимыми доказательствами, доказательств, опровергающих изложенные в них сведения, ответчиком не представлено.
Произведенный истцом расчет ответчиком не оспорен, судом проверен, признан правильным и соответствующим требованиям законодательства.
Установив изложенное, принимая во внимание показания допрошенных судом первой инстанции свидетелей, руководствуюсь приведенными нормами права, разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не выполнила условия, необходимые для подключения жилого помещения к централизованной системе водоотведения, в период выявленного несанкционированного подключения договор на водоотведение с ООО "Концессии водоснабжения" не заключила, следовательно, пользование ответчиком централизованной системой водоотведения, подлежит признанию как самовольное подключение.
При этом судом первой инстанции отмечено, что Правила N 644 не предусматривают обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства привлекать лицо, допустившее самовольное присоединение к системам водоснабжения и канализации, к участию в составлении акта.
В полномочия организации водопроводно-канализационного хозяйства входит выявление и установление случаев самовольного присоединения и шли) пользования системами водоснабжения и водоотведения. Выявленный организацией факт нарушения фиксируется актом соответствующей формы. В случае, когда установление лица, допускающего самовольное водопользование, не вызывает затруднений, организации следует привлекать такое лицо к участию в составлении акта проверки. Поскольку не во всех случаях в момент обнаружения нарушения водопользования возможно установление виновных лиц, организация водопроводно-канализационного хозяйства, составляя соответствующий акт, фиксирует факт нарушения. Следовательно, акт проверки, составленный без привлечения лица, допустившего самовольное водопользование, не устанавливает лицо, допустившее неправомерные действия, а является доказательством факта водопользования. Лицо, виновное в неправомерном водопользовании, устанавливается иными допустимыми и относимыми доказательствами.
Ответчик на момент проведения проверок, по результатам которых были составлен акты, не заключала договор водоотведения с истцом.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, наличие у истца обязанности по извещению ответчика о проведении проверок и по составлению двустороннего акта в присутствии ответчика, не имелось.
Кроме того, заблаговременное уведомление собственника объекта о проведении внеплановой проверки не соответствует самим задачам проверки, целью которой и является выявление нарушений, в том числе фактов бездоговорного потребления. Поэтому доводы ответчика о том, что он не был уведомлен о предстоящей проверке, не мог дать объяснения, признаны судом первой инстанции как не основанные на законе.
Вместе с тем, суд принял во внимание, что наличие у ответчика договорных отношений со специализированой организацией на вывоз жидких бытовых отходов, подтвержденные представленными суду квитанциями от 15 сентября 2020 года и 05 января 2021 года, не свидетельствует о том, что ответчик на дни проведения проверок 06 декабря 2019 года, 21 апреля 2020 года, 28 августа 2020 года - не пользовалась централизованной системой водоотведения, а доказательств оплаты услуг по вывозу жидких бытовых отходов в спорный период стороной ответчика в судебном заседании не представлено.
По указанным основаниям, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности требований ООО "Концессии водоснабжения".
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Выводы нижестоящих судов о наличии оснований для взыскания с ответчика доначисленного размера платы при выявлении несанкционированного подключения (водоотведения), основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела, согласно положениям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судья кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Несогласие стороны ответчика с установленными по делу обстоятельствами не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
С учетом изложенного, судья кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу законных судебных актов не имеется.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение мирового судьи судебного участка N108 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области, и.о. мирового судьи судебного участка N143 Советского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 31 марта 2021 года и апелляционное определение Советского районного суда города Волгограда от 29 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карелиной Оксаны Юрьевны - без удовлетворения.
Судья Н.А. Лопаткина
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.