Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Иркутской области Келлера В.А. на вступившее в законную силу решение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 09 августа 2021 г. (мотивированное решение изготовлено 11 августа 2021 г.), вынесенное в отношении ООО "Народный маршрут" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 117 г. Шелехов и Шелеховского района Иркутской области от 08 июня 2021 г. ООО "Народный маршрут" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Решением судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 09 августа 2021 г. постановление отменено, дело направлено мировому судье на новое рассмотрение.
В протесте заместитель прокурора Иркутской области Келлер В.А. просит решение судьи городского суда отменить, считая его незаконным, дело вернуть на новое рассмотрение в городской суд.
ООО "Народный маршрут", извещенное о принесении протеста, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для его возбуждения послужили изложенные в постановлении о возбуждении дела выводы о том, что главный механик ООО "Народный маршрут" ФИО8 в период с 01 марта 2019 г. по 31 декабря 2019 г, находясь на расстоянии 18 метров от здания инструментально-технического осмотра автотранспорта по адресу: "адрес" и монтажников, 8, передал частями по 5000 рублей взятку в виде денег в общей сумме 20 000 рублей государственному инспектору "данные изъяты" ФИО5 за совершение им связанных с занимаемым служебным положением действий в интересах ООО "Народный маршрут".
По итогам рассмотрения дела мировой судья вынес постановление о признании ООО "Народный маршрут" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, и назначении наказания.
Судья городского суда с выводами суда первой инстанции не согласился в связи с чем отменил постановление и направил дело на новое рассмотрение.
Вместе выводы судьи городского суда вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу о том, что имеющейся в материалах дела совокупности доказательств, не достаточно для вывода о наличии состава вмененного обществу правонарушения, указав на то, что материалы дела не содержат сведений о направлении или вручении копии постановления о возбуждении дела законному представителю юридического лица; при опросе свидетель ФИО4 не предупрежден помощником прокурора об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ; факт передачи денег от имени или в интересах ООО "Народный маршрут" не зафиксирован; решение о передаче денег принято ФИО4 по собственной инициативе; сведения об обстоятельствах правонарушения у законного представителя (учредителя) не выяснялись; постановление о возбуждении уголовного дела по факту получения ФИО5 взятки к материалам дела не приобщено; должностные полномочия ФИО4 не проверены; порядок вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении нарушен.
Между тем, судом не принято во внимание, что в соответствии с положениями ст. 30.7 КоАП РФ, недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, влечет принятие иного процессуального решения и не является основанием для возвращения дела на новое рассмотрение.
В силу указанной нормы возвращение дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, возможно лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Однако в решении судьи городского суда о возвращении дела на новое рассмотрение отсутствуют выводы о том, что мировым судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом каких-либо данных, указывающих на отсутствие у судьи городского суда возможности рассмотреть дело по существу без его возвращения на новое рассмотрение, не имеется.
Из материалов дела не усматривается, что судьей городского суда приняты, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 30.4 КоАП РФ, исчерпывающие меры к истребованию дополнительных материалов или вызову лиц, участие которых необходимо для рассмотрения жалобы.
Кроме того, из материалов дела следует, что судья городского суда, окончив разбирательство дела 09 августа 2021 г, составил мотивированное решение 11 августа 2021 г.
Вместе с тем, суд не учел того, что положения ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ не применяются при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенные судьей городского суда нарушения указанных выше процессуальных требований являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области, вынесенное в отношении ООО "Народный маршрут" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело возвращению в городской суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения и принять обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Протест заместителя прокурора Иркутской области Келлера В.А. удовлетворить.
Решение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 09 августа 2021 г, вынесенное в отношении ООО "Народный маршрут" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе защитника ООО "Народный маршрут" Волкова П.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 117 г. Шелехов и Шелеховского района Иркутской области от 08 июня 2021 г, вынесенное в отношении ООО "Народный маршрут" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, возвратить в Шелеховский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
Судья. Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.