Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Бердникова П.С., действующего в интересах Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 июля 2021 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 сентября 2021 г., вынесенные в отношении Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 июля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 сентября 2021 г, Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник Бердников П.С. просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с пунктами 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Как следует из материалов дела, 18 мая 2021 г. в 10 час. 30 мин. Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новокузнецка, в нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", допустило образование недостатков в виде повреждений (дефектов, выбоин, просадок, провалов), площадью более 0, 06 кв.м. (длинна - 2.4 м, ширина - 3, 5 м, глубина - 14 см.) в содержании улично-дорожной сети на проезжей части по ул. Полевая напротив здания N 12А, расположенного по шоссе Кондомское в г. Новокузнецке.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, фотоматериалом и иными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанное бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка состава вмененного правонарушения являются необоснованными.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении), п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 1.1 Положения об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2011 N 4/52, Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка) является отраслевым органом администрации города Новокузнецка и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Основными задачами Управления являются: реализация полномочий в сфере организации: текущего содержания, реконструкции, текущего и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новокузнецка, дорожных сооружений и элементов обустройства улично-дорожной сети, инженерных сооружений, расположенных в границах городского округа и учитываемых на балансе Управления (пп. 1 п. 2.2 Положения).
Постановлением Администрации г. Новокузнецка от 17 июля 2012 г. N 97 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа согласно приложению к настоящему постановлению. Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка постановлено учитывать автомобильные дороги согласно перечню на балансе Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка в составе имущества казны Новокузнецкого городского округа; осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог, включенных в перечень, в соответствии полномочиями.
Согласно указанного перечня улица Полевая, на которой обнаружены недостатки, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа.
Анализ приведенных выше положений позволяет прийти к выводу о том, что Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка является юридическим лицом, ответственным за содержание дорог местного значения в том числе дороги, расположенной на ул. Полевая.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, при отсутствии доказательств принятия должностным лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, с учетом приведенных выше положений, свидетельствует о том, что, Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, являясь лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения в границах города, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обосновано привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что акт приема-передачи автомобильных дорог Управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка подписан не был, не освобождают Управление от обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новокузнецка.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявших по делу актов.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 июля 2021 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 сентября 2021 г, вынесенные в отношении Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Бердникова П.С. - без удовлетворения.
Судья. Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.