Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сизинского сельского Совета депутатов Шушенского района Красноярского края, поданную через суд первой инстанции 13 августа 2021 г, на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 10 марта 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 г, по административному делу N 2а-93/2021 по административному исковому заявлению Резикова Владимира Ильича к Сизинскому сельскому Совету депутатов Шушенского района Красноярского края о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Резиков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Сизинскому сельскому Совету депутатов, в котором просит признать незаконным решение Сизинского сельского Совета депутатов от 13 ноября 2020 г. N о прекращении его полномочий как депутата Сизинского сельского Совета депутатов в связи с утратой доверия.
В обоснование требований указал, что являлся депутатом Сизинского сельского Совета депутатов пятого созыва. 8 декабря 2019 г. он был переизбран на очередной срок депутатом Сизинского сельского Совета депутатов шестого созыва. Как депутат в 2019 году он направил в адрес Губернатора Красноярского края предусмотренные законом сведения о доходах за 2018 год, которые были официально опубликованы в установленном законом порядке. Сведения о несовершении сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", административный истец в установленный срок до 1 августа 2020 г. в адрес высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не направил. Письмом от сентября 2020 г. N N на имя председателя Сизинского сельского Совета депутатов из администрации Губернатора Красноярского края направлено сообщение о неисполнении депутатами Сизинского сельского Совета депутатов антикоррупционной обязанности с указанием того, что все 9 депутатов Сизинского сельского Совета депутатов в установленный срок до 1 августа 2020 года сведения о доходах или сведения о совершении сделок Губернатору Красноярского края не представили.
Решением двенадцатой очередной сессии Сизинского сельского Совета депутатов от 13 ноября 2020 г. N прекращены полномочия административного истца как депутата Сизинского сельского Совета депутатов в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-Ф3 "О противодействии коррупции". При вынесении указанного решения за основу взята рекомендация постоянной комиссии Сизинского сельского Совета депутатов по законности, правопорядку и обеспечению прав граждан от 27 октября 2020 г. Считает данное решение незаконным, принятым с нарушением установленного порядка принятия решения. Полагает, что за допущенное им нарушение не могла быть применена мера ответственности в виде прекращения полномочий депутата. При этом решением двенадцатой очередной сессии Сизинского сельского Совета депутатов в отношении административного истца, представившего неполные сведения, применена мера ответственности в виде прекращения полномочий, а в отношении депутатов, полностью не исполнивших требования закона в установленный срок, вынесено предупреждение.
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от 10 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение Сизинского сельского Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 13 ноября 2020 г. N N "О досрочном прекращении полномочий депутата Сизинского сельского Совета депутатов в связи с утратой доверия" Резикова В.И.
В кассационной жалобе Сизинский сельский Совет депутатов ставит вопрос об отмене судебных актов, просит вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, судами неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Не несогласен с выводом суда о том, что допущенные Резиковым В.И. коррупционные нарушения носят формальный характер. Как вновь избранный депутат Резиков В.И. обязан был в соответствии с действующим законодательством предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не позднее четырех месяцев после даты избрания за период, предшествующий году избрания, то есть за 2018 год, а также в срок до 8 апреля 2020 года подать сведения о сделках за отчетный период 2019 года. При этом сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Резиков В.И. направил только 29 октября 2020 г, то есть с нарушением срока подачи на 7 месяцев, о чем в материалы дела были представлены доказательства. Факта предоставления неполных или недостоверных сведений достаточно для принятия решения о прекращении полномочий депутата. Необоснованной является ссылка суда на нарушения, допущенные другими депутатами, поскольку в настоящем деле это не относится к предмету рассмотрения. Не согласен с выводами суда о нарушении административным ответчиком порядка принятия оспариваемого решения. В решении суда не все представленные административным ответчиком в материалы дела доказательства нашли отражение и получили оценку. Указанные нарушения судом апелляционной инстанции устранены не были.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Как следует из предписаний части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Из материалов дела следует, что Резиков В.И. избран депутатом Сизинского сельского Совета депутатов Шушенского района Красноярского края 8 декабря 2019 г.
Управлением Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений 16 октября 2020 г. председателю Сизинского сельсовета Шушенского района направлено обращение N о неисполнении депутатами Сизинского сельсовета Шушенского района антикоррупционной обязанности.
В письме указано о том, что согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - Сведения о доходах) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, письменно сообщает об этом Губернатору края по форме согласно приложению к Закону Красноярского края от 19 декабря 2017 г. N N "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений" (далее - Сведения о совершении сделок).
Пунктом 6 статьи 2 Закона Красноярского края от 19 декабря 2017 г. N установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны предоставить Губернатору Красноярского края сведения не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
С учетом сложившейся обстановки, в 2020 году указанный срок продлен до 1 августа 2020 г.
Депутатами Сизинского сельсовета Шушенского района, в том числе Резиковым В.И, Сведения о доходах или Сведения о совершении сделок Губернатору Красноярского края в установленные сроки не предоставлены.
С учетом норм законодательства о противодействии коррупции непредоставление Сведений о доходах должно рассматриваться как неисполнение возложенной обязанности.
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не исполнение депутатом обязанности, установленной частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является основанием для досрочного прекращения полномочий.
В обращении содержится просьба проинформировать Управление Губернатора края по профилактике коррупционных и иных правонарушений, приложив копию решения.
На очередной сессии Сизинского сельского Совета депутатов 13 ноября 2020 г. путем голосования было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Резикова В.И. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Удовлетворяя административные исковые требования и признавая решение Сизинского сельского Совета депутатов от 13 ноября 2020 г. N о досрочном прекращении полномочий депутата Сизинского сельского Совета депутатов Резикова В.И. незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанное решение принято административным ответчиком без достаточных к тому правовых оснований и с нарушением установленного порядка принятия.
При этом судами установлено, что после избрания депутатом 8 декабря 2019 г, Резиков В.И. в силу требований части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" должен быть представить сведения о доходах в отношении себя и своей супруги в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом за год, предшествующий году избрания его депутатом, то есть за 2018 год. В указанный срок Резиков В.И. предоставил сведения о доходах за иной отчетный период, а именно, за 2019 год. Позднее (после истечения четырех месяцев со дня избрания его депутатом) Резиков В.И. предоставил сведения о доходах за 2018 год. Справки о несовершении в течение отчетного периода 2019 года сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", которые подлежали предоставлению до 1 августа 2020 г, были предоставлены Резиковым В.И. 27 октября 2020 г. с нарушением установленного срока.
Суды, учитывая характер допущенных нарушений и устранение их Резиковым В.И, пришли к выводу о том, что данные нарушения не могли быть признаны достаточным основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Резикова В.И.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы исходя из следующего.
Из протокола рассмотрения на заседании постоянной Комиссии Сизинского сельского Совета депутатов по законности, правопорядку и обеспечению прав граждан 27 октября 2020 сообщения Управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 16 октября 2020 г. N N, следует, что комиссия, рекомендуя Сизинскому сельскому Совету депутатов прекратить полномочия депутата Резикова В.И. в связи с утратой доверия, в качестве неисполнения Резиковым В.И. обязанности, установленной частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" учла непредоставление Резиковым В.И. в установленные сроки сведений о доходах своих и супруги за 2018 год, а также непредоставление справки о совершении сделок за 2019 год.
Согласно протоколу очередной сессии Сизинского сельского Совета депутатов от 13 ноября 2020 г. при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Резикова В.И. до сведения депутатов была доведена и обсуждалась информация о том, что Резиков В.И. обязан был подать Губернатору Красноярского края сведения о доходах своих и супруги за год, предшествующий году избрания, то есть за 2018 год, однако таких сведений не представил.
При этом, как следует из письма Управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 16 октября 2020 г. N, на рассмотрение Сизинского сельского Совета депутатов было направлено сообщение о неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности, выразившейся в том, что депутатами, в том числе депутатом Резиковым В.И, не предоставлена информация о доходах или сведения о совершении сделок, которые в соответствии с ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пунктом 6 статьи 2 Закона Красноярского края от 19 декабря 2017 г. N N, должны быть предоставлены в 2020 году в срок до 1 августа 2020 года, то есть сведений за отчетный период 2019 года. В данном письме в качестве нарушения антикоррупционного законодательства непредоставление Резиковым В.И. в течение 4 месяцев со дня избрания депутатом сведений о доходах своих и супруги за год, предшествующий году избрания его депутатом, то есть за 2018 год, не указывалось.
Из установленных судом обстоятельств следует и подтверждается материалами дела, что обязанность предоставить сведения о доходах в течение четырех месяцев со дня избрания (то есть с 8 декабря 2019 г. по 8 апреля 2020 г.) Резиков В.И. исполнил, вместе с тем, отчетный период, за который Резиков В.И. предоставил сведения о доходах, не соответствовал требованиям, установленным пунктом 2.1 статьи 2 Закона Красноярского края от 19 декабря 2017 г. от 19 декабря 2017 г. N N, поскольку вместо предоставления сведений о доходах за 2018 год он предоставил сведения о доходах за 2019 год. Из материалов дела не усматривается, что в связи с указанными обстоятельствами Губернатором Красноярского края принималось решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, предусмотренной статьей 5 Закона Красноярского края от 19 декабря 2017 г. N N в то время как только в результате указанной проверки возможно установить, что предоставленные депутатом сведения о доходах являются недостоверными.
Таким образом, рассмотренное на очередной сессии Сизинского сельского Совета депутатов от 13 ноября 2020 г. нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в непредоставлении сведений о доходах в течение 4 месяцев со дня избрания депутатом, не соответствует нарушению, которое указано в качестве основания для прекращения полномочий депутата Резикова В.И. в обращении Управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 16 октября 2020 г. N.
При этом согласно протоколу очередной сессии Сизинского сельского Совета депутатов от 13 ноября 2020 г. предоставление Резиковым В.И. справки о несовершении в течение отчетного периода 2019 года сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", 27 октября 2020 г, а также предоставление им сведений о доходах за 2019 год, не оценивалось и не учитывалось административным ответчиком при принятии оспариваемого решения.
При таких данных следует признать правильными выводы судов о том, что решение Сизинского сельского Совета депутатов от 13 ноября 2020 г. N о прекращении полномочий депутата Сизинского сельского Совета депутатов Резикова В.И. является незаконным.
Суждения судов о том, что допущенные Резиковым В.И, который принял меры к устранению недостатков в кратчайшие сроки после поступления соответствующего письма, нарушения антикоррупционных обязанностей комиссия признала существенными, в то время как аналогичные и более грубые нарушения других депутатов сочла несущественными, являются излишними, так как допущенные иными депутатами нарушения не относятся к предмету спора по настоящему административному делу, однако на правильность выводов судов о незаконности оспариваемого решения административного ответчика данные суждения не повлияли.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства исследованы судами с достаточной полнотой.
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, по доводам кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Сизинского сельского Совета депутатов Шушенского района Красноярского края удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Шушенского районного суда Красноярского края от 10 марта 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 октября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.