Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально демократической партии России, поданную через суд первой инстанции 8 октября 2021 г, на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 11 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 г.
по административному делу N 2а-193/2021 по административному исковому заявлению Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально демократической партии России к избирательной комиссии муниципального района "Ононский район", местному отделению Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края о признании незаконным и отмене по вновь открывшимся основаниям решения избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" от 4 августа 2021 г. N "О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Местным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края по общемуниципальному избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, заключение прокурора Коган А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее - Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене по вновь открывшимся основаниям решения избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" от 4 августа 2021 г. N "О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Местным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края по общемуниципальному избирательному округу", ссылаясь на нарушения федерального законодательства, в том числе Федерального закона "О политических партиях", предусмотренные законодателем в качестве основания для отмены регистрации списка кандидатов.
В обоснование доводов административный истец указал, что в соответствии с положениями Устава Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" председатель местного отделения в случае, если не принято решение о государственной регистрации местного отделения в качестве юридического лица, представляет на основании доверенности местное отделение в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Представленные в избирательную комиссию муниципального района "Ононский район" список кандидатов и список кандидатов - членов партии, а также доверенность финансовому уполномоченному на открытие счета местного отделения подписаны председателем местного отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края ФИО8 при отсутствии соответствующей доверенности. В доверенности финансовому уполномоченному местного отделения содержится лишь ссылка на предоставление нотариусу Устава Партии и решения местного совета, без указания на его действия как финансового уполномоченного, избирательного объединения на соответствующих выборах, следовательно, доверенность финансовому уполномоченному избирательного объединения не выдана, избирательный счет открыт неуполномоченным лицом. Изложенные нарушения порядка выдвижения списка кандидатов являются вновь открывшимся обстоятельством, поскольку существовали на момент принятия оспариваемого решения, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии в связи с отсутствием в представленных ей документах Устава Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" и документов, подтверждающих полномочия ФИО9 как должностного лица - председателя местного отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края.
Согласно протоколу заседания избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" следует, что при принятии оспариваемого административным истцом решения членами комиссии не обсуждались вопросы нарушения Федерального закона "О политических партиях" и положения Устава Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА", соответствующие документы не исследовались.
Решением Ононского районного суда Забайкальского края от 11 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что административным истцом в административном исковом заявлении четко изложены сведения о нарушении его прав с указанием правовых оснований в части отмены регистрации списка кандидатов, а не отмены решения о регистрации кандидатов. Считает незаконным и подлежащим отмене решение суда в части отказа в заявленных требованиях в связи с пропуском срока, установленного пунктом 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 5 статьи 240 КАС РФ, ссылаясь на предоставленное законодательством право административного истца изменить предмет или основание административного иска до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. При принятии решения о регистрации списка кандидатов местного отделения "Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" не было и не могло быть известно, что при его выдвижении местным отделением допущены нарушения предписаний федерального законодательства, в том числе Федерального закона "О Политических партиях", что является основанием для отмены регистрации списка кандидатов.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что решением Совета муниципального района "Ононский район" N 12 от 23 июня 2021 г. назначены выборы депутатов Совета муниципального района "Ононский район" на 19 сентября 2021 г.
Постановлением ЦИК России от 18 июня 2021 г. N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 г, в течение нескольких дней подряд" постановлено провести голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 г, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 г.
8 июля 2021 г. уполномоченным представителем избирательного объединения местное отделение Всероссийской политической партии "Партия дела" Ононского района Забайкальского края" (далее - избирательное объединение) ФИО10 в избирательную комиссию представлен пакет документов для выдвижения списка кандидатов из 15 человек по общемуниципальному избирательному округу на выборах Совета муниципального района "Ононский район".
Решением Муниципальной избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" N от 10 июля 2021 г. вышеуказанный список был заверен.
24 июля 2021 г. уполномоченным представителем избирательного объединения ФИО11 в избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
26 июля 2021 г. уполномоченным представителем избирательного объединения ФИО12 в избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации списка кандидатов, в том числе первый финансовый отчет, учет, выписка из лицевого счета и сведения об изменениях в сведениях на 15 кандидатов.
Решением избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" N от 4 августа 2021 г. зарегистрирован список в количестве 14 кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением - Местным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный иск об отмене регистрации списка кандидатов подан с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, частью 5 статьи 240 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, также суд указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска по существу заявленных требований, поскольку административным истцом не представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности о том, что Избирательной комиссии не было и не могло быть известно, наделен ли ФИО13 в соответствии с положениями Устава Партии полномочиями на подписание документов и выдачу доверенности финансовому уполномоченному на открытие избирательного счета местного отделения, поскольку Устав Партии является публичным документом и находится в свободном доступе.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Пунктом 5 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены сроки подачи административного искового заявления об отмене регистрации списка кандидатов в суд - не позднее чем за восемь дней до дня голосования, не подлежащие восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7 статьи 240).
Как правильно было установлено судами требование об отмене регистрации списка кандидатов было заявлено с пропуском установленного законом срока, что послужило основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы заявителя о незаконности решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов подлежит отклонению, поскольку пропуск срока обращения за судебной защитой является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Доводы кассационной жалобы о том, что срок подачи административного искового заявления не пропущен, поскольку указанный срок следует исчислять с момента направления первоначально поданного административного иска об отмене решения о регистрации списка кандидатов по другим основаниям, Судебная коллегия полагает основанными на неправильном толковании норм процессуального права и без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 20 апреля 2017 г. N 808-О.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов судебных инстанций не опровергают и не влекут отмену судебных актов по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ононского районного Забайкальского края от 11 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.