Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу думы Алкинского муниципального образования на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 августа 2021 г.
по административному делу N 38RS0013-01-2021-000110-53 (N 2а-109/2021) по административному исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Алкинского муниципального образования Слайковскому Ю.В. о досрочном прекращении полномочий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя администрации Алкинского муниципального образования и думы Алкинского муниципального образования Власовой Т.В, поддержавшей кассационную жалобу, объяснения главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В, полагавшего, что судебные акты подлежат отмене, объяснения прокурора Коган А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Куйтунского района обратился с административным иском к главе Алкинского муниципального образования Слайковскому Ю.В. о признании незаконным решения думы Алкинского муниципального образования Куйтунского района от 16.11.2020 N 73 об отсутствии оснований для инициирования процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Слайковского Ю.В. в отставку; прекращении досрочно полномочий главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Слайковского Ю.В. в связи с утратой доверия с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки прокуратурой Куйтунского района установлен факт неисполнения Слайковским Ю.В. обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Слайковским Ю.В. 11.10.2017 заключен трудовой договор с родным братом ФИО5 на замещение должности водителя администрации Алкинского муниципального образования, 30.04.2020 со ФИО5 заключен гражданско-правовой договор об оказании услуг по отпуску воды населению со скважины, включенной в реестр муниципального имущества Алкинского муниципального образования. Это свидетельствует об использовании Слайковским Ю.В. полномочий главы муниципального образования из личной заинтересованности, выразившейся в получении близким родственником дохода в виде денежных средств из бюджета Алкинского муниципального образования. О возникновении конфликта интересов глава муниципального образования в думу Алкинского муниципального образования не сообщил, мер к его урегулированию не принял.
По выявленным фактам прокуратурой Куйтунского района 20.10.2020 внесено представление в думу Алкинского муниципального образования с требованиями об инициировании вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку. 02.12.2020 в адрес прокуратуры Куйтунского района поступил ответ с приложением протокола заседания думы Алкинского муниципального образования от 16.11.2020 N 31 и решения думы Алкинского муниципального образования от 16.11.2020 N73, из которых следует, что Слайковским Ю.В. требования действующего законодательства не нарушены, в связи с чем конфликт интересов не допущен, основания для применения меры ответственности в виде удаления в отставку отсутствуют. Ответ на представление прокуратуры района не содержит анализа доводов прокуратуры района о наличии либо об отсутствии возникшего и неурегулированного конфликта интересов главы муниципального образования.
Определением Куйтунского районного суда Иркутской области от 12 марта 2021 г. административные исковые требования о признании незаконным решения думы Алкинского муниципального образования Куйтунского района от 16.11.2020 N73 об отсутствии оснований для инициирования процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Слайковского Ю.В. в отставку выделены в отдельное производство.
В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Стеренчук Д.Д. заявленные требования поддержала.
Административный ответчик Слайковский Ю.В. иск не признал.
Представитель заинтересованных лиц администрации Алкинского муниципального образования и думы Алкинского муниципального образования Власова Т.В. иск не признала.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 г, с учетом определения об исправлении описки от 15 июня 2021 г, административное исковое заявление удовлетворено. Досрочно прекращены полномочия главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. в связи с утратой доверия на основании пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункта 6 статьи 36, пункта 7.3 статьи 40, пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 августа 2021 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба думы Алкинского муниципального образования - без удовлетворения.
Дума Алкинского муниципального образования 11 октября 2021 г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 26 октября 2021 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и прекратить производство по административному делу.
В возражениях заместителя прокурора Иркутской области содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационное представление рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия считает, что такого рода нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 г. изготовлено в окончательной форме 14 мая 2021 г.
На данное решение главой Алкинского муниципального образования Слайковским Ю.В. 11 июня 2021 г. подана апелляционная жалоба, которая поступила в суд 15 июня 2021 г. (т.1, л.д. 196-199).
Думой Алкинского муниципального образования 15 июня 2021 г. на указанное решение подана апелляционная жалоба, которая поступила в суд 18 июня 2021 г. (т.1, л.д. 206-209).
Определением судьи Иркутского областного суда от 13 июля 2021 г. возбуждено производство по апелляционным жалобам Слайковского Ю.В. и думы Алкинского муниципального образования, назначено их рассмотрение в судебном заседании на 11 августа 2021 г. в 16.40 (т. 2, л.д. 3).
Согласно протоколу судебного заседания от 11 августа 2021 г. и аудиопротоколу судебной коллегией по административным делам Иркутского областного суда была рассмотрена и разрешена только апелляционная жалоба думы Алкинского муниципального образования (т.2, л.д. 12-29).
Слайковский Ю.В. принимал участие в судебном заседании, однако административное дело по его апелляционной жалобе не рассматривалось, ему не была предоставлена возможность поддержать свою апелляционную жалобу, дать по ней объяснения.
В апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 августа 2021 г. сведения о рассмотрении и разрешении апелляционной жалобы Слайковского Ю.В. также отсутствуют.
Таким образом, апелляционная жалоба Слайковского Ю.В. не была рассмотрена судом апелляционной инстанции, тем самым нарушено его процессуальное право на обжалование решения суда (пункт 11 части 1 статьи 45, часть 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Апелляционное определение не соответствует требованиям статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в нем отсутствуют сведения о Слайковском Ю.В. как лице, подавшем апелляционную жалобу, ее краткое содержание, выводы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Слайковского Ю.В.
Сам факт участия Слайковского Ю.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве административного ответчика указанное нарушение не компенсирует, поскольку его апелляционная жалоба, которая при этом не тождественна по содержанию апелляционной жалобе думы Алкинского муниципального образования, рассмотрена и разрешена в установленном законом порядке не была.
Положения статьи 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о порядке рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших после рассмотрения административного дела, в данном случае применены быть не могут, поскольку апелляционная жалоба Слайковского Ю.В. поступила до рассмотрения административного дела в апелляционном порядке.
Таким образом, допущенное судом второй инстанции нарушение является существенным, не может быть исправлено, кроме как путем отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение для совместного рассмотрения апелляционных жалоб Слайковского Ю.В. и думы Алкинского муниципального образования.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 августа 2021 года отменить.
Направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 13 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.