Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Конаревой И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АгроСистема", поданную через суд первой инстанции 13 апреля 2021 г, на решение Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 г, по административному делу N 3а-238/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АгроСистема" о признании недействующим в части нормативного правового акта, Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ребрихинским районным Советом народных депутатов Алтайского края принято решение от 24 октября 2008 г. N 74 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за использование находящихся на территории Ребрихинского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" (далее также - решение от 24 октября 2008 г. N 74).
Приложением N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 утверждены значения коэффициента К в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
ООО "АгроСистема" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия решение от 24 октября 2008 г. N 74 (в редакции решений от 28 октября 2011 г. N 61, от 29 марта 2013 г. N 7, от 29 октября 2013 г. N 46, от 31 октября 2014 г. N 7, от 29 декабря 2015 г. N 70, от 28 октября 2016 г. N 52, от 31 октября 2018 г. N 54) в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
В обоснование требований указало, что является арендатором земельных участков, расположенных в Ребрихинском районе Алтайского края, и оплачивает арендную плату, расчет которой производится с применением оспариваемого коэффициента. Считает, что данный коэффициент не соответствует принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, установленным Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582. Экономическое обоснование коэффициента в оспариваемых размерах отсутствует. Кроме того, в отношении земель аналогичной категории, находящихся в государственной собственности Алтайского края, согласно постановлению администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 г. N 147 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, условий и сроков ее внесения" коэффициент К предусмотрен в меньшем размере.
Решением Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать приложение N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 в редакции решения от 28 октября 2011 г. N 61 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в размере 0, 0149, недействующим с 1 марта 2013 г.;
Признать приложение N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 в редакции решения от 29 марта 2013 г. N 7 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в размере 0, 0163, недействующим с 1 января 2014 г.;
Признать приложение N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 в редакции решения от 29 октября 2013 г. N 46 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в размере 0, 0185, недействующим с 1 января 2015 г.;
Признать приложение N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 в редакции решения от 31 октября 2014 г. N 57 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в размере 0, 0191, недействующим с 1 января 2016 г.;
Признать приложение N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 в редакции решения от 29 декабря 2015 г. N 70 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья; пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в размере 0, 01967, недействующим с 1 января 2017 г.;
Признать приложение N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 в редакции решения от 28 октября 2016 г. N 52 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в размере 0, 01982, недействующим с 1 января 2019 г.;
Признать приложение N 1 к решению от 24 октября 2008 г. N 74 в редакции решения от 31 октября 2018 г. N 54 в части установления коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в размере 0, 021, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ООО "АграСистема" ставит вопрос об изменении судебных актов, просит принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права. Не согласно с выводом судов о том, что установленные решением от 24 октября 2008 г. N 74 в оспариваемых редакциях размеры коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, не нарушают принцип запрета необоснованных предпочтений. Судами не учтено, что утвержденные муниципальным нормативным правовым актом коэффициенты К значительно (более чем в 6 раз) превышают коэффициент К, установленный постановлением Администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 г. N 147 для расчета арендной платы за земли той же категории, расположенные на территории Ребрихинского района и находящиеся в собственности Алтайского края. Выводы суда о том, что на территории Алтайского края имеются сельскохозяйственные земли, где урожайность земель значительно выше, чем в Ребрихинском районе Алтайского края, доказательствами не подтверждены и не имеют правового значения. Установленные судом даты, с которых оспариваемые редакции решения от 24 октября 2008 г. N 74 признаны недействующими, не влекут восстановление нарушенных прав административного истца.
На кассационную жалобу прокуратурой Алтайского края представлены возражения.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохина М.В. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 г. N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" размер годовой арендной платы за земельный участок, предоставленный в аренду без проведения торгов, определяется по формуле: А = S x КС x К x К1, где: А - сумма годовой арендной платы, руб.; S - площадь земельного участка, кв. м; КС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м.; К - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; К1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы. Коэффициенты К и К1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
К числу таких принципов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, относятся, в том числе:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Постановление Правительства Российской Федерации N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "АгроСистема" является арендатором земельных участков неразграниченной государственной собственности, расположенных на территории Ребрихинского района Алтайского края, на основании договоров аренды от 9 июня 2008 г, заключенных между администрацией Ребрихинского района (арендодатель) и ООО "КФХ Злата" (арендатор), и договоров купли-продажи прав аренды земельных участков от 26 января 2012 г, заключенных между ООО "КФХ Злата" (продавец) и ООО "АгроСистема" (покупатель).
Арендная плата в отношении земельных участков рассчитывается с учетом коэффициента К, применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, установленного оспариваемыми редакциями решения от 24 октября 2008 г. N 74.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленный решением от 24 октября 2008 г. N 74 в оспариваемых редакциях коэффициент К, применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья: пашня, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, не соответствует принципу экономической обоснованности, поскольку при его определении не учитывалась доходность земельных участков данной категории, расположенных в Ребрихинском районе Алтайского края, с учетом их местоположения, анализа и оценки экономических, природных и иных факторов.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что данных о проведении анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, административным ответчиком не представлено.
Отклоняя доводы ООО "АгроСистема" о том, что отличие оспариваемых коэффициентов от аналогичных, установленных постановлением администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 г. N 147 для расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, свидетельствует о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений, суд апелляционной инстанции исходил из того, что законодательство не содержит указания на обязательное соответствие показателя рассматриваемого коэффициента коэффициенту, установленному для земель, находящихся в собственности Алтайского края. Оснований для иных выводов у Судебной коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что установленные судом даты, с которых оспариваемые редакции решения от 24 октября 2008 г. N 74 признаны недействующими, не влекут восстановление нарушенных прав административного истца, являются несостоятельными.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Установив, что решение от 24 октября 2008 г. N 74 в оспариваемых редакциях до вынесения решения суда применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, в том числе исполненных бюджетов, суды пришли к обоснованному выводу о признании оспариваемых редакций решения от 24 октября 2008 г. N 74 недействующими с момента вступления в силу изменяющих их решений, а действующей редакции - с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны ошибочном толковании положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены и изменения судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба ООО "АгроСистема" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.