Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0008-01-2020-001714-26 (2-24/2021) по иску Б.Е.Ф. к администрации муниципального образования сельского поселения "Старо-Брянское" Заиграевского района Республики Бурятия, комиссии по установлению муниципального стажа при администрации муниципального образования сельского поселения "Старо-Брянское" Заиграевского района Республики Бурятия о признании незаконным решения комиссии по установлению муниципального стажа, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, возложении обязанности по установлению ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе Б.Е.Ф. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б.Е.Ф. обратилась в суд к администрации муниципального образования сельского поселения "Старо-Брянское" Заиграевского района Республики Бурятия, комиссии по установлению муниципального стажа при администрации муниципального образования сельского поселения "Старо-Брянское" Заиграевского района Республики Бурятия о признании незаконным решения по установлению муниципального стажа, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, возложении обязанности установить ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет.
В обосновании требований указала, что решением комиссии по установлению муниципального стажа при администрации муниципального образования сельского поселения "Старо-Брянское" Заиграевского района Республики Бурятия ей отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии по выслуге лет в связи с муниципальной службой, с чем она не согласна, поскольку работала кассиром-счетоводом, заместителем главного бухгалтера Старо-Брянской сельской администрации и работа в данных должностях дает ей право на доплату к пенсии по выслуге лет.
Просила суд признать незаконным решение по установлению муниципального стажа, включить в стаж муниципальной службы отдельные периоды работы, возложить на ответчика обязанность установить ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Б.Е.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 мая 2021 г. решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
Б.Е.Ф. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что распоряжением председателя исполкома Старобрянского сельского совета 14 ноября 1998 г. N истец была принята на работу в качестве счетовода-кассира на период декретного отпуска работника, начиная с 14 ноября 1988 г.
Согласно распоряжению главы Старобрянской сельской администрации от 1 января 1992 г. на основании решения от 30 декабря 1991 г. N "О совершенствовании структуры управления в районном, сельских, поселковых Советах народных депутатов" истец переведена на должность заместителя главного бухгалтера с 1 января 1992 г.
В связи с реформой органов местного самоуправления в Российской Федерации распоряжением администрации сельского поселения "Старо- Брянское" от 7 марта 2006 г. N рк Б.Е.Ф. уволена с работы по сокращению штата работников организации на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации с 10 марта 2006 г.
Из протокола заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы в муниципальном образовании сельского поселения "Старо-Брянское" от 13 декабря 2019 г. следует, что комиссией рассмотрен вопрос об установлении Б.Е.Ф. стажа муниципальной службы, дающего право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии, и принято решение об отказе во включении в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение доплаты к страховой пенсии за выслугу лет, периода ее трудовой деятельности в связи с отсутствием документов, подтверждающих стаж муниципальной службы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет стажа муниципальной службы, поскольку не занимала должности, включенные в реестр муниципальных должностей, поэтому решение комиссии об отказе в назначении ей пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, является правомерным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что должность счетовода-кассира и заместителя главного бухгалтера Старо-Брянской сельской администрации, администрации сельского поселения "Старо-Брянское" не были предусмотрены в качестве должностей муниципальной службы действовавшими в спорный период нормативными правовыми актами муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия и администрации сельского поселения "Старо-Брянское". Указанный вывод подтверждается и штатными расписаниями, составленными отдельно для муниципальных служащих и для централизованной бухгалтерии, из которых следует, что должности сотрудников бухгалтерии к должностям муниципальной службы не отнесены и должности специалистов администрации сельского поселения "Старо- Брянское" были заняты иными работниками. Сам по себе факт получения Б.Е.Ф. надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, на что указывает апеллянт в подтверждение довода о наличии стажа муниципальной службы, не приводит к выводу о замещении ею должности муниципальной службы, учитывая, что данное обстоятельство не имеет определяющего значения при разрешении вопроса об отнесении должности к муниципальным должностям муниципальной службы и в отсутствие иных доказательств муниципальной службы во внимание принято быть не может.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при разрешении спора нормы материального права применены правильно.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Бурятия от 29 июня 2000 г. N 446-П "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия" в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия до вступления в силу Реестра муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Бурятия.
Установление указанного стажа производится соответствующей комиссией, образуемой руководителем государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Бурятия (ст. 19 упомянутого Закона).
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) муниципальной должностью является должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Частью 2 названной нормы предусмотрено, что муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Пунктом 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Бурятия, определены Законом Республики Бурятия от 10 сентября 2007 г. N 2431-III "О муниципальной службе в Республике Бурятия", в ч. 7 ст. 5 которого предусмотрено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Бурятия.
Согласно информации сельского поселения "Старо-Брянское" в период до 2010 года решения об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не принимались.
Решением Совета депутатов сельского поселения "Старо-Брянское" от 15 ноября 2010 г. N 05/05 утверждено Положение о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в сельском поселении "Старо-Брянское" (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, ином органе, устанавливается при наличии общего стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Заявление об установлении доплаты или пенсии за выслугу лет, оформленное согласно приложению N 1, подается в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет и рассматривается в течение 14 дней с момента его поступления. Решение комиссии оформляется протоколом (п.п. 3.1, 3.3).
Судами проанализированы положения Устава Заиграевского района Республики Бурятия, зарегистрированного Минюстом Республики Бурятия 4 июля 1997 г, и Устава МО "Заиграевский район" Республики Бурятия, зарегистрированного распоряжением Правительства Республики Бурятия от 17 июля 2002 г. N 632-Р, из которых следует, что администрации сел, поселков входили в структуру администрации района до принятия Устава МО "Заиграевский район" Республики Бурятия, зарегистрированного 28 октября 2005 г, Устав сельского поселения "Старо- Брянское" зарегистрирован в Минюсте РФ по Сибирскому федеральному округу 20 марта 2006 г.
Согласно Уставу Заиграевского района Республики Бурятия, зарегистрированного Минюстом Республики Бурятия 4 июля 1997 г. на территории района находились 13 административно-территориальных единиц: поселок Заиграево, поселок Илька, поселок Новоильинск, поселок Онохой, Верхнеилькинский сельсовет, Горхонский сельсовет, Дабатуйский сомон, Ключевский сельсовет, Новобрянский сельсовет, Первомаевский сельсовет, Старобрянский сельсовет, Унэгэтэйский сельсовет, Усть-Брянский сельсовет.
Постановлением главы самоуправления Заиграевского района Республики Бурятия от 3 марта 1999 г. N 77 на основании Закона Республики Бурятия "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия" муниципальные должности в администрации района приведены в соответствие с реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия, где в п.5 раздела I в категории старших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок, предусмотрена должность старшего бухгалтера в количестве 1 единицы, в категории младших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок - специалиста I категории сельпоссоветов - 5 единиц, специалиста II категории бухгалтерии - 1 единица; специалиста II категории сельпоссоветов - 12 единиц, специалиста сельпоссоветов - 12 единиц.
В п.7 постановления главы МО Заиграевского района Республики Бурятия от 23 ноября 2000 г. N 596 "О приведении муниципальных должностей в соответствие с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия" в Старо-Брянской сельской администрации предусмотрена должность специалиста 2 категории - 2 единицы в категории младших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок.
Постановлением главы МО "Заиграевский район" Республики Бурятия от 1 сентября 2002 г. N в Старо-Брянской сельской администрации предусмотрены должности специалиста 1 категории - 1 единица, специалиста П категории -2 единицы в категории младших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок.
Распоряжением главы сельского поселения "Старо-Брянское" от 6 января 2006 г. N утверждена структура администрации сельского поселения "Старо-Брянское" в следующем составе: заместитель главы администрации по экономическим вопросам -1, ведущий специалист - 1, специалист 1 категории - 1, специалист 2 категории - 1 и технический персонал: кочегары, водитель, уборщик помещения.
На основании анализа указанных нормативных актов, суды пришли к выводу о том, что в спорный период работы Б.Е.Ф. в Старобрянском сельском совете, Старо-Брянской сельской администрации, администрации сельского поселения "Старо-Брянское" в установленном порядке были утверждены не более трех единиц должностей муниципальной службы специалистов 1 и П категорий. При этом из материалов дела следует и подтверждается объяснениями представителя ответчика, что указанные должности муниципальной службы замещались специалистами по должностям, учреждаемым для обеспечения исполнения непосредственных полномочий муниципальных органов поселений.
Доводы кассатора о необоснованном неприменении судами ст. 5 Закона Республики Бурятия от 29 июня 2000 г. N 146 -II "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Ресублике Бурятия" не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы в связи со следующим
Действительно, в ст. 5 Закона Республики Бурятия от 29 июня 2000 г. N 146 -II "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия" в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы на должностях руководителей, специалистов и служащих, выборных должностях, замещаемых на постоянной основе, в краевых, областных Советах народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах по 31 декабря 1991 г.
Между тем, до 31 декабря 1991 г. истец работала счетоводом-кассиром, указанная должность не относится к должности руководителей, специалистов и служащих исполкома Старобрянского сельского совета. В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года, (действовавшем в спорный период работы истца) в разделе классификатор должностей служащих указанная должность не предусмотрена.
Доводы кассатора о том, что она, как муниципальный служащий, была аттестована в 2004 году, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что представленными доказательствами утверждение Б.Е.Ф. о проведении в отношении нее аттестации муниципального служащего, подтверждено не было.
Вопреки доводам кассатора судами применены нормативные акты, подлежащие применению, следует отметить, что в органах местного самоуправления могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями соответственно государственной и муниципальной службы (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, основаны на субъективном толковании вышеуказанных нормативных актов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанции, нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Е.Ф. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.