Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0013-01-2020-000967-85 (N2-56/2021) по иску И.Л.Г. к администрации муниципального образования Куйтунский район, областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" о признании жилого помещения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признании права на социальную выплату
по кассационной жалобе И.Л.Г. на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
И.Л.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Куйтунский район, областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" (далее- ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району") о признании жилого помещения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признании права на социальную выплату.
В обоснование исковых требований указала, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 27 октября 1992 г. она является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", а также земельного участка, расположенного под указанным жилым домом.
Иного жилья не имеет, в настоящее время проживает в г. Краснодаре.
В принадлежащем ей домовладении на момент паводка проживал ее внук И.И.С.
В июле 2019 года в результате паводка квартира и земельный участок были подтоплены.
В декабре 2019 года она обратилась в администрацию МО Куйтунский район, а затем в межведомственную комиссию с заявлением о проведении обследования жилого помещения.
5 марта 2020 г. составлен акт обследования, из которого следует, что домовладение не попало в зону паводка.
Согласно техническому отчету, составленному ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов" жилой дом, расположенный на территории, подвергающейся затоплению паводковыми водами, признается непригодным для проживания, специалисты пришли к выводу, что капитальный ремонт дома нецелесообразен, жилой дом подлежит сносу.
Поскольку межведомственная комиссия обследовала состояние дома и указала, что дом не попал в зону паводка, а в ответе мэра указано, что основания для включения жилого помещения в зону паводка, принадлежащего ей на праве собственности отсутствуют, она лишена права на получение мер социальной поддержки, как гражданин, пострадавший в результате паводка.
И.Л.Г. просила суд признать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 39 кв. м, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района, непригодным для проживания; обязать администрацию МО Куйтунский район включить указанное жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района; признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
Решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 3 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции И.Л.Г. ставится вопрос об отмене решения Куйтунского районного суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г. как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, на организованную судом видеоконференц-связь также не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалоб.
Судами установлено и следует из материалов дела, что И.Л.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", государственная регистрация права произведена 27 января 2020 г. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 27 октября 1992 г, зарегистрированного 30 октября 1992 г. в Ленинской сельской администрации.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. N жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Куйтунекого муниципального образования.
Межведомственной комиссией произведено обследование квартиры истца и составлен акт от 5 марта 2020 г. N, согласно которому жилой дом "адрес" в "адрес" не попал в зону паводка. На момент обследования жилое помещение не эксплуатировалось по назначению. Потолок дома обрушен, штукатурка осыпана, деформация пола, разрушена печь, разрушен фундамент. И.Л.Г. рекомендовано провести инструментальное обследование строительных конструкций специализированной организацией. Заключение комиссии будет принято по результатам обследования специализированной организации.
Согласно заключению технического отчета по обследованию состояния строительных конструкций квартиры, принадлежащей И.Л.Г, составленного ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов", состояние спорной квартиры на момент проведения обследования оценивается как аварийное. Средний физический износ дома составляет 84, 96 %. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или его частями (физический износ несущих конструкций составляет: 95% - фундамент и 85% - несущие стены), эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Спорный дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, при этом срок службы такого дома составляет 50 лет. Капитальный ремонт жилого дома нецелесообразен, жилой дом подлежит сносу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции установил, что квартира истца, расположенная по адресу: "адрес", не подверглась подтоплению, не попала в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования Куйтунский район в границах населенных пунктов муниципального образования Куйтунский район. Более того, как следует из представленного истцом технического заключения ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов" спорное жилое помещение имеет признаки непригодности для проживания в результате физического износа, а не в результате наводнения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июля 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13-00 час. 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее- Положение), которое устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата). Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Пунктом 1 упомянутого постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с и. 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу п. 16 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальные выплаты предоставляются при наличии сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Установив, что межведомственной комиссией жилое помещение, принадлежащее истцу, не признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что спорная квартира утрачена именно в результате чрезвычайной ситуации, что судами не учтены сведения, содержащиеся в заключении, составленном ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов" о превышении влажности балки пола в 1, 03 раза, о том, что дома, расположенные в 40 метрах от дома истца ("адрес") попали в зону подтопления, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как усматривается из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.
Межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что дом истца подлежит сносу в связи с физическим износом, что подтверждается и заключением ООО "Научно-производственное отделение исследований строительных материалов", в котором содержится вывод о том, что спорное жилое помещение имеет признаки непригодности для проживания в результате физического износа, а не в результате наводнения. При этом указывая, что балки пола имеют влажность, превышающую допустимое значение в 1, 03 раза, специалисты установили, что влажность несущих конструкций не превышает предельно допустимое значение, то есть, превышение допустимого значения влажности балок пола не позволило специалистам прийти к выводу о непригодности дома для проживания в связи с наводнением.
Подтопление домов, расположенных по соседству с домом истца, само по себе, основанием для признания дома истца попавшим в зону подтопления, не является, поскольку для признания его таковым требуется совокупность вышеуказанных условий.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются (ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права в ходе рассмотрения дела, которые повлияли на исход дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется, Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу И.Л.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.