Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-16/2021 (УИД 70RS0008-01-2020-002131-35) по иску Сухушиной Натальи Адамовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сухушина Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее - УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное)) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжёлыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с занятостью на работах с тяжёлыми условиями в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы в должности санитарки инфекционного отделения Муниципального учреждения Парабельская центральная районная больница (с 30 декабря 2011 г. - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Парабельская центральная районная больница, с 13 декабря 2013 г. - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Парабельская центральная районная больница (далее - ОГБУЗ "Парабельская ЦРБ")) с 1 марта 2007 г. по 8 августа 2008 г, с 23 августа 2008 г. по 7 февраля 2009 г, с 13 февраля 2009 г. по 17 августа 2010 г, с 25 августа 2010 г. по 25 декабря 2013 г. в календарном исчислении; назначении страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 июня 2020 г.; взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходов по оплате услуг представителя в размере 23 000 руб, оплате услуг нотариуса по свидетельству верности копий документов в сумме 100 руб.
В обоснование заявленных требований Сухушина Н.А. указала, что 1 июня 2020 г..обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Парабельском районе УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях". 10 июня 2020 г..ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Так, ответчиком указано, что продолжительность её страхового стажа составила 22 года 9 месяцев, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 20 лет 10 месяцев 21 день, специального стажа на соответствующих видах работ - 6 лет 3 месяца 13 дней. Вместе с тем ответчиком не учтено, что согласно записям в трудовой книжке 27 ноября 2006 г..она трудоустроена в МУ "Парабельская центральная районная больница" в качестве санитарки в поликлинику, с 1 марта 2007 г..переведена на должность санитарки инфекционного отделения, с 1 апреля 2018 г..переведена на должность младшей медицинской сестры инфекционного отделения, где продолжает работать по настоящее время. По сведениям работодателя она работала полный рабочий день при полной рабочей неделе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно положению об инфекционном отделении ОГБУЗ "Парабельская ЦРБ" от 9 января 2017 г, инфекционное отделение является структурным подразделением ОГБУЗ "Парабельская ЦРБ", основной функцией которого является оказание медицинской помощи больным с острыми и хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями. В должностных инструкциях санитарки инфекционного отделения Парабельской ЦРБ от 3 марта 2011 г..перечислены её обязанности, в числе которых: осуществление общего ухода за больными в отделении (накормить, переодеть, перестелить), содержание в чистоте отделения и предметов ухода за больными, использование дезинфицирующих средств в нужной концентрации при уборке отделения, при обработке оборудования и инвентаря, оборудования, транспорта, одежды, обуви, посуды, выделений больных, остатков пищи, регулярно осуществлять обход по палатам, выполняя и удовлетворяя просьбы больных. В трудовом договоре от 26 декабря 2013 г..N приведён аналогичный перечень её трудовых обязанностей. Выполняя свои трудовые обязанности со дня устройства на работу, то есть с 1 марта 2007 г..по настоящее время (поскольку обязанности остались неизменными), всё своё рабочее время она непосредственно контактировала с инфекционными больными, а именно: осуществляла обход палат с целью проверки чистоты палат, горшков и унитазов (несколько раз в день), при поступлении больных: осмотр на педикулёз и чистоту тела, при необходимости помывка больных и подстригание ногтей, замена одежды и постельного белья больным, в том числе лежачим больным и детям, при необходимости несколько раз в день, периодически перевозка больных по процедурным и рентген кабинетам и сдача анализов больных на исследование в лабораторию, мытьё полов дезинфицирующими средствами 2 раза в день, мытьё горшков, протирание подоконников и окон, мытьё рук больным перед приёмом пищи, раздача пищи, мытьё прикроватных тумбочек после каждого приёма пищи, засыпание остатков пищи специальными средством.
Инфекционное отделение имеет боксированные палаты. Инфицированные больные поступали в течение всего рабочего времени с различными заболеваниями, всегда имеется возможность инфицирования. Всю рабочую смену проводит в медицинской маске, перчатках, спецодежде. Период её работы в должности санитарки инфекционного отделения с 26 декабря 2013 г..ответчик включил в специальный лечебный стаж, однако с 1 марта 2007 г..по настоящее время характер её работы не изменился, а потому, принимая во внимание, что в спорные периоды она занимала должность, относящуюся к младшему медицинскому персоналу в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в инфекционном отделении с выполнением работы в тяжёлых условиях труда, периоды работы в должности санитарки инфекционного отделения должны быть зачтены в стаж работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в общем количестве 6 лет 8 месяцев 29 дней. На день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, то есть 1 июня 2020 г, стаж лечебной деятельности составлял 6 лет 3 месяца 13 дней. С учётом требования о включении в специальный стаж периодов работы в количестве 6 лет 8 месяцев 29 дней, по ее мнению общий стаж работ с тяжёлыми условиями труда на день обращения составляет 13 лет 12 дней. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 45 лет, соответственно право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 1 июня 2020 г..
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 4 февраля 2021 г. в удовлетворении требований Сухушиной Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июня 2021 г. решение Колпашевского городского суда Томской области от 4 февраля 2021 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Сухушиной Н.А. удовлетворены частично.
На УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) возложена обязанность включить Сухушиной Н.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с тяжёлыми условиями в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в должности санитарки инфекционного отделения Муниципального учреждения Парабельская центральная районная больница (с 30 декабря 2011 г. - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Парабельская центральная районная больница, с 13 декабря 2013 г. - ОГБУЗ "Парабельская ЦРБ") с 1 марта 2007 г. по 8 августа 2008 г, с 23 августа 2008 г. по 7 февраля 2009 г, с 13 февраля 2009 г. по 17 августа 2010 г, с 25 августа 2010 г. по 25 декабря 2013 г. в календарном исчислении и назначить Сухушиной Н.А. страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 июня 2020 г.
С УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу Сухушиной Н.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб, расходы по оплате услуг нотариуса по свидетельству верности копий документов в размере 100 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в Колпашевском районе Томской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июня 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 июня 2020 г. Сухушина Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) (в Парабельском районе) УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) N от 10 июня 2020 г. Сухушиной Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в виду отсутствия необходимого возраста.
Из указанного решения следует, что продолжительность специального стажа истца составила 22 года 9 месяцев, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет 10 месяцев 21 день, стаж на работах с тяжёлыми условиями труда (Список N 2) - 6 лет 3 месяца 13 дней.
В подсчёт специального стажа не включены, в том числе периоды работы с 27 ноября 2006 г. по 8 августа 2008 г, с 23 августа 2008 г. по 7 февраля 2009 г, с 13 февраля 2009 г. по 17 августа 2010 г, с 25 августа 2010 г. по 25 декабря 2013 г, поскольку отсутствует код льготных условий труда в выписке из индивидуального лицевого счёта.
В решении также указано, что специалистом клиентской службы (на правах отдела) (в Парабельском районе) проведена документальная проверка ОГБУЗ "Парабельская районная больница".
По результатам проверки составлен акт от 25 июля 2018 г. N, а также справка о проверке достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости/возрасту/в связи с особыми условиями труда от 25 июля 2018 г. Документы, подтверждающие стаж на работах с тяжёлыми условиями труда (Список N2) до 26 декабря 2013 г. в ОГБУЗ "Парабельская районная больница" отсутствуют.
Из трудовой книжки Сухушиной Н.А. следует, что она 27 ноября 2006 г. принята на работу в поликлинику санитаркой в МУ Парабельская центральная районная больница, 1 марта 2007 г. переведена в инфекционное отделение санитаркой, 1 апреля 2018 г. переведена в инфекционное отделение младшей медицинской сестрой, продолжает работать по настоящее время.
Муниципальное учреждение Парабельская центральная районная больница переименована в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Парабельская центральная районная больница согласно Постановлению Администрации Парабельского района N от 30 декабря 2011; Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Парабельская центральная районная больница переименована в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Парабельская районная больница" согласно Распоряжению Департамента здравоохранения Томской области N от 13 декабря 2013 г.
Исходя из содержания трудовой книжки и индивидуального лицевого счёта застрахованного лица все заявленные истцом периоды включены в страховой стаж.
В соответствии с Уставом Муниципального учреждения "Парабельская центральная районная больница" (далее - Учреждение), утверждённым председателем Комитета по управлению имуществом администрации Парабельского района от 12 января 1995 г, основной целью деятельности Учреждения является оказание экстренной, плановой, профилактической медицинской помощи населению Парабельского района в соответствии с базовой территориальной программой обязательного медицинского страхования Томской области. Уставы МБУЗ "Парабельская центральная районная больница" и ОГБУЗ "Парабельская районная больница" в более поздних редакциях от 30 декабря 2011 г. и 13 декабря 2013 г. имеют схожие предмет и цели деятельности Учреждения, в том числе сохранение и восстановление здоровья населения путём проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий; обеспечение населения района качественной, доступной, своевременной медицинской помощью в рамках территориальной программы гарантированной медицинской помощи согласно имеющимся лицензиям и сертификатам.
В ОГБУЗ "Парабельская районная больница" организовано инфекционное отделение, которое является структурным подразделением Учреждения и, в соответствии с Положением об инфекционном отделении ОГБУЗ "Парабельская районная больница", утверждённым 9 января 2017 г, осуществляет оказание, в том числе, медицинской помощи больным острыми и хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями, профилактику распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, лечение больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, которые по медицинским и эпидемическим показаниям не подлежат лечению в стационарных условиях, в том числе реконвалесцентов после выписки из стационара, патронаж больных, а также перенесших острое инфекционное заболевание или страдающих хроническим инфекционным заболеванием при наличии медицинских и (или) эпидемиологических показаний; диспансерное наблюдение за лицами, перенесшими острые инфекционные заболевания или страдающими хроническими заболеваниями, в том числе хроническими гепатитами В, С, D, ВИЧ-инфекцией; проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания, в том числе сбор эпидемиологического анализа, проведение вакцинации, экстренной профилактики лицам, находившимся в контакте с больным, в том числе в период инкубационного периода (контактные лица).
Согласно должностной инструкции санитарки инфекционного отделения, утверждённой 15 января 1993 г, на должность санитарки инфекционного отделения принимается работник, прошедший медицинскую комиссию и инструктаж по технике безопасности, должностные обязанности которого заключаются в осуществлении общего ухода за больными в отделении (накормить, переодеть, перестелить); содержании в чистоте отделения и предметов ухода за больными; контроля за хранением продуктов в холодильнике, своевременно убирать начавшие портиться продукты; строгом соблюдении санитарно-противоэпидемических мероприятий в отделении, пользоваться дезинфицирующими средствами нужной концентрации при уборке в отделении, при обработке инвентаря и оборудования, транспорта, одежды, обуви, посуды, выделений больных, остатков пищи и т.д, согласно приказу МЗ СССР N 926; согласно утверждённому графику делать генеральную уборку в отделении; регулярно делать обход по палатам, выполняя и удовлетворяя просьбы больных; соблюдении техники безопасности, противопожарной безопасности; при возникновении производственной необходимости обязана работать в три смены временно до месяца; выполнении условий договора с администрацией.
Должностная инструкция санитарки инфекционного отделения МБУЗ "Парабельская ЦРБ", утверждённая 3 марта 2011 г, возлагает на работника аналогичные должностные обязанности.
Согласно акту по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке, доходе застрахованных лиц от 25 июля 2018 г. N, экспертом клиентской службы (на правах отдела) (в Парабельском районе) УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) проведена проверка ОГБУЗ "Парабельская районная больница", в частности, первичных документов, послуживших основанием для заполнения индивидуальных сведений в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за период с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2017 г. застрахованных лиц, в том числе, в отношении Сухушиной Н.А. В результате проверки эксперт пришёл к выводу, что перечни льготных профессий за 2009 год - 3 кв. 2013 года признаны достоверными. Индивидуальные сведения признаны достоверными и подлежат включению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в том числе, Сухушиной Н.А. с 2006 по 3 кв. 2013 года. Индивидуальные сведения признаны недостоверными и не подлежат включению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в отношении Сухушиной Н.А. с 4 кв. 2013 года по 2017 год.
Из справки по проверке достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости/возрасту/в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет от 25 июля 2018 г. (приложение в акту N от 25 июля 2018 г.), проверка обоснованности составления Перечня льготных профессий и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" структурного подразделения "Инфекционное отделение" за 2009-2017 годы, показала, что Перечни льготных профессий за 2009-2013 годы являются достоверными. В справке отмечено, что согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей... " к среднему медицинскому персоналу относится палатная медицинская сестра, к младшему медицинскому персоналу - палатная санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными. При проверке первичных документов и данных лицевых счетов застрахованных лиц не указан код льготной работы 22600000-17546а у Сухушиной Н.А. с 4 кв. 2013 года по 2017 год, за исключением периодов перевода на другую работу. В заключении сделан вывод о том, что в отношении Сухушиной Н.А. за период с 2006 г. по 3 квартал 2013 г. индивидуальные сведения признаны достоверными.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица индивидуальные сведения по должности санитарки инфекционного отделения ОГБУЗ "Парабельская районная больница", которую истец занимала с 1 марта 2007 г. до 25 декабря 2013 г, представлены работодателем в пенсионный орган без указания кода льготных условий, начиная с 26 декабря 2013 г. работодателем представлены сведения как работа с тяжёлыми условиями труда по позиции 226000а раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2, утверждённого постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сухушиной Н.А. к УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии, взыскании судебных расходов, суд первой инстанции руководствовался статьёй 14, пунктом 2 части 1, частями 2, 3 и 4 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 32, пунктом 2 статьи 33, статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2, утверждённым постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, Федеральным законом от 1 апреля 1996 г..N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г.."О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", указаниями Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 г..N 1-31-У, письмом Минздрава России от 23 августа 1993 г..N 05-16/30-16, приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г..N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", пришёл к выводу о том, что представленные в материалы дела трудовая книжка истца, должностные инструкции, трудовой договор, штатные расписания, а также справка работодателя не содержат необходимых сведений и информации, позволяющих однозначно установить и сделать вывод о том, что Сухушина Н.А. в спорные
периоды времени в течение полного рабочего дня выполняла работы, связанные с непосредственном обслуживанием инфекционных больных с учётом специфики деятельности инфекционного отделения ОГБУЗ "Парабельская районная больница".
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения настоящего спора работодатель - ОГБУЗ "Парабельская районная больница", будучи привлечённым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не подтвердил занятость Сухушиной Н.А. в спорные периоды времени в условиях труда, дающих право на досрочное, льготное пенсионное обеспечение, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". ОГБУЗ "Парабельская районная больница" в ответе на запрос суда о причинах не предоставления в отношении истца сведений о её работе в льготных условиях труда указал, что в спорные периоды времени в отношении санитарки инфекционного отделения не применялся Список N 2 Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и следовательно ей не была установлена льгота по позиции 22260000а. В период с 2007 года по 2013 год в Пенсионный фонд передавались сведения о работниках, имеющих право на льготную пенсию только по должности медицинская сестра палатная (постовая) инфекционного отделения. Проводимая специалистами Клиентской службы (на правах отдела) (в Парабельском районе) УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) проверка первичных документов, послуживших основанием для заполнения индивидуальных сведений в части специального трудового стажа, за период с 1 января 1998 г. 31 декабря 2017 г, показала, что предоставленные работодателем ОГБУЗ "Парабельская районная больница" индивидуальные сведения в отношении Сухушиной Н.А. за период с 2006 года по 3 квартал 2013 года достоверны (то есть истец работала в обычных условиях труда) и подлежат включению в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица.
Учитывая, что специальный стаж истца на работах с тяжёлыми условиями труда (Список N2) составляет 6 лет 3 месяца 13 дней, в удовлетворении требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы отказано, возраст Сухушиной Н.А. составляет 46 лет, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июня 2020 г.
Отменяя по апелляционной жалобе представителя Сухушиной Н.А. - Кабановой Т.В. решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя заявленные Сухушиной Н.А. исковые требования, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что Сухушина Н.А. с 1 марта 2007 г. по настоящее время работает в одной и той же должности, её трудовые обязанности в течение всего периода времени не изменялись, должность палатной санитарки в спорные периоды была предусмотрена штатным расписанием лечебного учреждения, а также относится к младшему медицинскому персоналу (согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16, где приведён примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2), при этом с 1 октября 2013 г. по настоящее время работодатель представляет сведения персонифицированного учёта в отношении Сухушиной Н.А. с кодом льготной работы по указанной должности, а ранее не вносил сведения о льготном характере работы, поскольку в отношении санитарки инфекционного отделения не применялся Список N 2 Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10, т.е. в связи с тем, что санитарка не относилась к младшему медицинскому персоналу, а не в связи с невыполнением ею данных функций, следовательно, осуществляя трудовую функцию санитарки, истец выполняла работы, указанные в её должностной инструкции и относящиеся к видам деятельности по непосредственному обслуживанию больных, спорные периоды работы должны быть отнесены к специальному стажу.
Установив, что ДД.ММ.ГГГГ Сухушина Н.А. достигла 45-летнего возраста, с учётом включённого пенсионным органом в специальный стаж периода работы у Сухушиной Н.А, а также включения в специальный стаж спорных периодов в общей продолжительностью - 6 лет 8 месяцев 29 дней, имеется необходимая продолжительность специального стажа, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, то есть более 10 лет, а также продолжительность стажа по пункту 2 статьи 33 указанного закона, то есть более 20 лет работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность назначить Сухушиной Н.А. пенсию с 1 июня 2020 г.
Руководствуясь статьями 88, 94, 98, 100 ГПК РФ, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 11 постановления Пленума от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", установив факт несения истцом расходов на оплату услуг представителя, оплату государственной пошлины, оплату услуг нотариуса по свидетельству верности копий документов, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходов на оплату услуг нотариуса по свидетельству верности копий документов в размере 100 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом (здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приводятся в редакции, действовавшей на дату обращения Сухушиной Н.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 1 июня 2020 г.).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учётом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы Сухушиной Н.А, поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе младший медицинский персонал (позиция 2260000а).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведённых нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о работе с тяжёлыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют в том числе женщины по достижении ими возраста 50 лет, проработавшие не менее 10 лет в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжёлыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 20 лет. К числу таких работников относится и младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытьё и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В названном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 приведён примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых указана должность "палатная санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными".
В приложении N 2 к Указанию Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" также приведён примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых поименована должность "палатная санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными".
Из изложенного следует, что к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с работой с тяжёлыми условиями труда), относится в том числе должность палатной санитарки, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в инфекционных учреждениях.
Таким образом, для разрешения исковых требований Сухушиной Н.А. о включении в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. периодов её работы в должности санитарки инфекционного отделения Парабельской районной больницы, юридически значимым обстоятельством являлось установление занятости истца в спорные периоды работы в должности младшего медицинского персонала по непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
В пункте 3 Порядка указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального учёта.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действовавшей на дату обращения Сухушиной Н.А. в пенсионный орган).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определённой должности и в определённом структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по требованию Сухушиной Н.А. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, применил неправильно.
Как усматривается из материалов дела, Сухушина Н.А. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте" зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 8 сентября 1998 г.
Следовательно, периоды работы после её регистрации в качестве застрахованного лица должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, либо иными доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что индивидуальные сведения за спорные периоды работы истца представлены работодателем без указания кода льготных условий, при этом достоверность отражения данных о периоде работы Сухушиной Н.А. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта судом апелляционной инстанции не устанавливалась.
Из имеющегося в материалах дела ответа ОГБУЗ "Парабельская районная больница" следует, что истцу не была установлена льгота по позиции 22260000а Списка N 2, утверждённого Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 N 10, в период с 2007 г. по 2013 год в Пенсионный фонд передавались сведения о работниках, имеющих право на льготную пенсию только по должности медицинская сестра палатная (постовая) инфекционного отделения.
Также из материалов дела следует, что пенсионным органом была проведена документальная проверка ОГБУЗ "Парабельская районная больница" в ходе которой документы, подтверждающие стаж Сухушиной Н.А. на работах с тяжёлыми условиями труда до 26 декабря 2013 г. у страхователя отсутствуют.
Обстоятельств ненадлежащего исполнения ОГБУЗ "Парабельская районная больница" обязанностей, предусмотренных статьёй 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание показания свидетелей А, С, суд апелляционной инстанции не учёл, что в силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Указывая на то, что с 26 декабря 2013 г. работодатель представляет в сведения персонифицированного учёта в отношении Сухушиной Н.А. код льготной работы, ранее не представлял такие сведения в связи с тем, что санитарка не относилась к младшему медицинскому персоналу, а не в связи с невыполнением ею данных функций, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что осуществляя трудовую функцию санитарки, истец выполняла работы, указанные в её должностной инструкции и относящиеся к видам деятельности по непосредственному обслуживанию больных, в связи с чем спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, суд апелляционной инстанции не учёл, что согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.
Вместе с тем, документы, подтверждающие отнесение работодателем условий труда Сухушиной Н.А. в спорные периоды по Списку N 2, судом апелляционной инстанции не исследовались, карты аттестации рабочего места не запрашивались.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что в спорные периоды истец была непосредственно занята на работах с тяжёлыми условиями труда не подтверждён надлежащими и допустимыми доказательствами.
Кроме того, делая вывод о том, что в спорные периоды работы Сухушиной Н.А. должны быть отнесены к специальному стажу, поскольку в спорные периоды истец осуществляла трудовую функцию санитарки, выполняла работы, указанные в её должностной инструкции, относящиеся к видам деятельности по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня, суд апелляционной инстанции не привёл доводов о том, какими критериями он руководствовался при подсчёте конкретных периодов рабочего времени Сухушиной Н.А, на основании которых сделал вывод о том, что в спорные периоды работы истец непосредственно обслуживала больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), при том, что факт нахождения истца более 80 % рабочего времени в непосредственном контакте с больными не смог подтвердить и сам работодатель.
Представленные в материалы дела трудовая книжка, должностные инструкции, штатные расписания и справка работодателя не подтверждают факт выполнения заявителем трудовой деятельности в непосредственном контакте с пациентами (выполнение диагностических, лечебных, профилактических, санитарных и иных мероприятий по обслуживанию больных) в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени). Справка работодателя не содержит сведений о полной занятости работника в течение рабочего дня по выполнению функциональных обязанностей среднего медицинского персонала, непосредственно обслуживающего больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах. Из содержания должностных инструкций нельзя сделать вывод о занятости истца непосредственно обслуживанием больных в инфекционном отделении, поскольку в обязанности работника помимо осуществления общего ухода за больными в отделении входило содержание в чистоте отделения, контроль за хранением продуктов в холодильнике, осуществление генеральных уборок отделения, заключительных и текущих дезинфекций, замачивание посуды, обработка мягкого инвентаря после выписки и генеральных уборок, то есть в должностные обязанности санитарки входит не только выполнение работ по непосредственному обслуживанию больных, но и работ которые не относятся к "непосредственному обслуживанию больных".
Также суд апелляционной инстанции не учёл, что в силу части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учётом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Таким образом, результаты специальной оценки условий труда имеют прямое и непосредственное значение для решения вопроса о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Вместе с тем, удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с тяжёлыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы после 1 января 2013 г, суд апелляционной инстанции не применил положения части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и не установилпроизводилась ли ОГБУЗ "Парабельская районная больница" специальная оценка условий труда истца, уплачивались ли страхователем страховые взносы по соответствующим тарифам.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о наличии документального подтверждения специального стажа работы Сухушиной Н.А, необходимого для назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ является неправомерным.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ).
Эти требования процессуального закона судом апелляционной инстанций соблюдены не были.
С учётом изложенного обжалуемое судебное постановление подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 июня 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.