Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-462/2021, УИД 42RS0033-01-2021-00035792 по иску Ширяева Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте размера пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ширяев С.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса) о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте размера пенсии.
В обоснование исковых требований Ширяев С.В. указал, что решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 9 ноября 2018 г. признано незаконным решение ответчика от 27 октября 2017 г. N об отказе в перерасчёте пенсии по инвалидности. Суд обязал УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса произвести ему перерасчёт размера пенсии по инвалидности за период с 15 июля 2009 г. по 6 сентября 2016 г.
На основании акта освидетельствования федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы от 15 июля 2009 г. ему была установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно, однако причина инвалидности была ошибочно указана как общее заболевание. 23 июня 2017 г. филиалом бюро N 12 г. Прокопьевска данное нарушение было выявлено и выдан дубликат справки МСЭ N от 26 июня 2017 г, в данной справке указана "данные изъяты" группа инвалидности - бессрочно, причина инвалидности - инвалид с детства, но дата выдачи справки указана 21 июля 2009 г. Из-за допущенной ошибки ему с 7 сентября 2016 г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как более выгодный вариант, поскольку суммы выплат были больше, чем сумма пенсии по инвалидности с ошибочно установленной причиной инвалидности - общее заболевание.
При этом из-за неправильного установления причины инвалидности и назначения в последующем страховой пенсии по старости он недополучил сумму пенсии за период с сентября 2016 г. по 31 июня 2018 г. в размере 37 965, 09 рублей, а также имеется недоплата за период с 1 января 2018 г. по 31 мая 2018 г. в размере 20 447, 34 рублей, всего недополученный размер пенсии составил 58 412, 43 рублей.
24 декабря 2020 г. Ширяев С.В. обратился к ответчику с заявлением о выплате недополученных сумм пенсии. 18 января 2021 г. получил решение об отказе в перерасчёте пенсии, с которым он не согласен. Ширяев С.В. полагает, что с момента освидетельствования МСЭ - 21 июля 2009 г. он имеет право на получение пенсии как инвалид с детства, а не как более выгодная страховая пенсия в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учётом уточнения исковых требований Ширяев С.В. просил признать решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 30 декабря 2020 г. об отказе в перерасчёте размера пенсии незаконным; обязать ответчика произвести ему перерасчёт и выплату недополученных сумм пенсии за период с 7 сентября 2016 г. по 31 июня 2018 г.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 сентября 2021 г, исковые требования Ширяева С.В. к УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте размера пенсии удовлетворены в части; признано незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса от 30 декабря 2020 г. N об отказе в перерасчёте пенсии по инвалидности; на УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса возложена обязанность произвести Ширяеву С.В. перерасчёт размера пенсии по инвалидности как инвалиду с детства и выплату недополученных сумм пенсии за период с 7 сентября 2016 г. по 30 июня 2017 г. и с 1 января 2018 г. по 30 апреля 2018 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса просит отменить решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 сентября 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") устанавливает пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статья 1).
Согласно пункта 6 статьи 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.
Право на социальную пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 11 названного Федерального закона имеют инвалиды I, II, III группы, в том числе инвалиды с детства.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 12 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отражено, что пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности. При этом, реализация права на получение социальной пенсии и социальной выплаты гарантируется государством, и установленное законодателем нормативное регулирование подразумевает, что реализация такого права не может быть ограничена, а выражение волеизъявления на получение соответствующих пенсии и выплаты не должно иметь каких-либо препятствий со стороны государственных органов либо иных лиц.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела, что 24 декабря 2020 г. Ширяев С.В. обратился в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о перерасчёте размера пенсии за период с сентября 2016 года по 31 июня 2018 г.
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 30 декабря 2020 г. Ширяеву С.В. отказано в перерасчёте размера пенсии, поскольку пенсии устанавливались Ширяеву С.В. на основании действующего законодательства и волеизъявления гражданина в соответствии с установленной органами МСЭ группой и причиной инвалидности, выплаты причитающихся сумм пенсии произведены в полном объёме.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 9 ноября 2018 г. удовлетворены исковые требования Ширяева С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте пенсии. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 27 октября 2017 г. N об отказе в перерасчёте пенсии по инвалидности. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) произвести Ширяеву С.В. перерасчёт размера пенсии по инвалидности за период с 15 июля 2009 г. по 6 сентября 2016 г. Решение суда вступило в законную силу 14 февраля 2019 г.
Указанным решением установлено, что вина Ширяева С.В. в неправильном установлении причины инвалидности отсутствует. То есть, по независящим от Ширяева С.В. обстоятельствам, при освидетельствовании МСЭ, на основании акта освидетельствования филиалом бюро N 12 г. Прокопьевска от 15 июля 2009 г. ему была установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание указана ошибочно. 23 июня 2017 г. данное нарушение бюро выявлено и истцу выдан дубликат справки МСЭ N от 26 июня 2017 г, в которой указана "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности "инвалид с детства".
В связи с достижением возраста 60 лет с 7 сентября 2016 г. Ширяев С.В. был переведён на страховую пенсию по старости.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Ширяевым С.В. исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истец имеет право на восстановление прежнего размера пенсии и выплату недополученных сумм пенсии за период с 7 сентября 2016 г. по 30 июня 2017 г. и с 1 января 2018 г. по 30 апреля 2018 г.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что за период с 1 января 2016 г. Ширяеву С.В. выплачивалась пенсия как инвалиду "данные изъяты" группы с детства, за исключением периодов с 7 сентября 2016 г. по 30 июня 2017 г. и с 1 января 2018 г. по 30 апреля 2018 г, в которые размер пенсии истца был меньше чем размер пенсии как инвалида "данные изъяты" группы с детства, что привело к нарушению его прав на пенсионное обеспечение.
Суд первой инстанции принял во внимание пояснения специалиста пенсионного органа, подтвердившего в судебном заседании, что если бы изначально Ширяев С.В. согласно представленным документам являлся инвалидом "данные изъяты" группы с детства, а не по общему заболеванию, то Ширяев С.В. не был бы переведён на пенсию по старости в без заявительном порядке и оставался бы получателем пенсии по инвалидности с детства в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку её размер был бы больше. В случае получения пенсии как инвалидом с детства Ширяеву С.В. было бы невыгодно подавать заявление о переходе на пенсию по старости, поскольку размер пенсии по инвалидности с детства выше размера пенсии по инвалидности на общих основаниях.
Удовлетворяя требования истца о перерасчёте пенсии за указанный выше период, суд первой инстанции исходил из того, что вины Ширяева С.В. при его освидетельствовании в федеральном учреждениями медико-социальной экспертизы в 2009 году не установлено. Ширяев С.В. с 1 февраля 1976 г. являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности "данные изъяты" группы с детства, с 10 мая 1977 г. ему была установлена "данные изъяты" группа инвалидности с причиной "заболевание детства" бессрочно, он длительное время получал пенсию как инвалид детства. Ответчик при предоставлении истцом в 2009 году справки МСЭ с причиной инвалидности "общее заболевание", имел возможность провести проверку указанного обстоятельства с целью установления достоверности данной справки, но не сделал этого, хотя не мог не знать, что указанная причина инвалидности ведёт к уменьшению размера пенсии истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа об отсутствии у истца оснований для перерасчёта размера пенсии по инвалидности как инвалиду с детства и выплаты недополученных сумм за спорные периоды, аналогичны доводам ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.