Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1467/2021, УИД 55RS0003-01-2021-001502-56 по иску Елсукова Геннадия Михайловича к Военному комиссариату Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омск Омской области, Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Омской области" о признании права на получение воинских перевозочных документов, по кассационной жалобе Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Омской области" на решение Ленинского районного суда г. Омска от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Елсуков Г.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области, ФКУ "Военный комиссариат Омской области" о признании права на получение воинских перевозочных документов.
В обоснование исковых требований Елсуков Г.М. указал, что 21 октября 2011 г. он был уволен с военной службы в запас досрочно по собственному желанию, с 22 октября 2011 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. При его увольнении воинские перевозочные документы для следования к вновь избранному месту жительства ему не выдавались. В настоящее время он решилпереехать на постоянное место жительства в другой регион, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов. В удовлетворении указанного заявления ему было отказано, в связи с непредставлением требования (справки) формы N1, выдаваемого воинской частью по последнему месту прохождения службы, которым бы подтверждались обстоятельства невыдачи военнослужащему при увольнении соответствующих воинских перевозочных документов. Указывал, что требуемая справка не выдавалась ему при увольнении, а получить её в настоящее время он не имеет возможности в связи с расформированием воинской части.
Елсуков Г.М. просил суд признать отказ начальника отдела военного комиссариата Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области в выдаче воинских перевозочных документов незаконным; обязать выдать ему воинские перевозочные документы.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 14 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2021 г, исковые требования удовлетворены частично.
За Елсуковым Г.М. признано право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства; на ФКУ "Военный комиссариат Омской области" возложена обязанность выдать Елсукову Г.М. воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Омской области" просит отменить решение Ленинского районного суда г. Омска от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом начальника войсковой части 61207 от 30 сентября 2011 г. N-ПМ старший прапорщик Елсуков Г.М. уволен с военной службы в запас досрочно по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
С 21 октября 2011 г. на основании приказа командира войсковой части 83010 (г. Тюмень) N от 21 октября 2011 г. Елсуков Г.М. исключён из списков личного состава части, направлен для постановки на воинский учёт в военный комиссариат по Центральному, Октябрьскому и Ленинскому административных округов г. Омска.
Согласно имеющейся в деле копии пенсионного удостоверения, выданного Военным комиссариатом Омской области, Елсуков Г.М. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет с 22 октября 2011 г.
В связи с решением переехать на новое место жительства, 17 февраля 2021 г. Елсуков Г.М. обратился в Военный комиссариат Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов форма N 1, форма N 2 для следования к вновь избранному месту жительства.
В результате проверки представленных истцом документов, приложенных к указанному заявлению, военным комиссаром 19 февраля 2021 г. принято решение об отказе в выдаче ему воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества по причине не предоставления последним требования (справки) формы 1, выдаваемого воинской частью по последнему месту прохождения службы, которым бы подтверждались обстоятельства не выдачи военнослужащему при увольнении соответствующих воинских перевозочных документов.
Полагая, что указанные действия ответчика нарушают его права, Елсуков Г.М. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные Елсуковым Г.М. исковые требования, суд первой инстанции руководствовался Порядком выдачи воинских проездных документов, урегулированным в Руководстве по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчётам за них, утверждённом приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооружённых Силах Российской Федерации", установив, что истец имеет право на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства, которое до настоящего времени им не реализовано, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения, возложив на ответчика обязанность выдать истцу соответствующие воинские перевозочные документы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, норма права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона установлено право военнослужащих на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в том числе на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
В пункте 1.2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ закреплено также право уволенных в запас военнослужащих при переезде к новому месту жительства и увольнении с военной службы на перевоз на безвозмездной основе личного имущества. Такой перевоз осуществляется железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 определён порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, в соответствии с пунктом 4 которого правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие её по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
При этом в пункте 5 Постановления Министерству обороны Российской Федерации определено выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
На момент увольнения Елсукова Г.М. с военной службы и исключения из списков личного состава действовал приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 "Об утверждении руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее - Руководство), утративший силу в настоящее время.
Согласно пункту 2 Руководства воинские перевозочные документы выдаются военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.
Пунктом 3 Руководства установлено, что к воинским перевозочным документам относятся: требование формы 1 - для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом; требование-накладная формы 2 - на оформление перевозки воинских эшелонов, транспортов, грузов, караулов, железнодорожного подвижного состава, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, направляемого в плановый ремонт и возвращающегося из ремонта, личного имущества военнослужащих и членов их семей.
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются, в частности документы (неиспользованные воинские перевозочные документы, справки о неполучении воинских перевозочных документов, копии свидетельства о браке, об усыновлении (удочерении), справки о регистрации по месту жительства (пребывания), о возврате билетов в транспортные организации, подтверждения от начальников военных сообщений на видах транспорта о произведенном перерасчёте, расчёты на доплаты и т.п.) (подпункт "в" пункта 11 Руководства).
Воинские перевозочные документы или денежные средства на проезд и перевозку личного имущества выдаются в военных комиссариатах - гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих (пункт 35 Руководства).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении. Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего (пункт 69 Руководства).
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учёт в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались (пункт 70 Руководства).
Таким образом, реализация права на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы с условием предоставления в военный комиссариат требования формы 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций установили, что в настоящее время у истца не имеется возможности получить требование, поскольку войсковая часть 83010, в которой истец проходил военную службу, расформирована, сведений о том, куда соответствующая информация была сдана на хранение, не имеется.
Также судами установлено, что выписка из приказа командира войсковой части N от 21 октября 2011 г. об исключении Елсукова Г.М. из списков личного состава войсковой части 83010, содержит сведения о том, что последнему не выдавались воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества (ВПД формы N 2).
В данном приказе имеется указание, что истцу надлежит выдать ВПД от ст. Тюмень до ст. Омск, однако не на проезд и перевозку личного имущества на безвозмездной основе к избранному новому месту жительства, а для постановки на воинский учёт.
Согласно предписанию N от 13 октября 2011 г, выданному ВрИО командира войсковой части 83010 старшему прапорщику Елсукову Г.М, последнему предложено 21 октября 2011 г. убыть в ВК по Центральному, Ленинскому и Октябрьскому района г. Омска для постановки на воинский учёт на основании приказа командира в/ч 83010 от 21 октября 2011 г. N, при этом графа "для проезда выданы воинские документы - Требование N" не заполнена, в связи с чем суды пришли к выводу, что воинские перевозочные документы Елсукову Г.М. не выдавались, соответственно право на проезд и перевозку личного имущества на безвозмездной основе к избранному новому месту жительства после увольнения в запас Елсуков Г.М. не реализовал.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. N 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте", в соответствии с пунктом 23 которого, в случае если при подаче гражданином заявления о выдаче воинских перевозочных документов в военном комиссариате отсутствуют документы, подтверждающие его право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, они запрашиваются военным комиссариатом в воинской части по месту прохождения военной службы военнослужащим (погибшим (умершим) военнослужащим), в военном комиссариате по месту призыва гражданина на военную службу, пенсионного (воинского) учета гражданина, уволенного с военной службы, или в архиве, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа истцу в удовлетворении заявления о выдаче воинских перевозочных документов, по причине непредставления последним спорного требования (справки) формы 1, поскольку указанный документ, подтверждающий право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, должен был быть запрошен военным комиссариатом в соответствующем архиве самостоятельно.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку последние соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая давалась судами, а также к иному толкованию норм материального права.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Омской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.