Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2021-003769-52 (N2-2369/2021) по иску Г.М.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании решения незаконным, о возложении обязанности возобновить выплаты, взыскании недополученной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Г.М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (далее- УПФР в г. Кемерово) о признании решения незаконным, о возложении обязанности возобновить выплаты, взыскании недополученной страховой пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что согласно решению ответчика от 18 октября 2019 г. N о назначении пенсии ей была назначена страховая пенсия по старости по ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) в размере 7122, 89 руб, что подтверждается пенсионным удостоверением.
Однако с 1 февраля 2020 г. выплата пенсии была приостановлена, так как была обнаружена ошибка при назначении пенсии, а именно, неверно был исчислен страховой стаж.
Согласно решению Березовского городского суда Кемеровской области от 30 сентября 2020 г. установлен факт проживания истца на территории Российской Федерации с октября 1996 года по 5 февраля 2005 г. Решение суда вступило в законную силу 3 ноября 2020 г.
После вступления решения в законную силу Г.М.А. обратилась в клиентскую службу УПФР в г. Березовском для возобновления выплаты пенсии с момента приостановления, однако ей в удовлетворении заявления было отказано, и выплату пенсии стали производить только с 26 ноября 2020 г, то есть после вступления решения суда в законную силу.
Истец считает, что ей необоснованно была приостановлена выплата пенсии, так как при обращении в УПФР в г. Березовском она предоставила все необходимые документы для назначения ей страховой пенсии, и при изучении представленных документов было очевидно, что на момент обращения ее страховой стаж составлял 8 лет, поскольку с октября 1996 года по 5 февраля 2005 г. она никуда с территории Российской Федерации не выезжала.
Согласно справке клиентской службы (на правах отдела) в г. Березовском от 14 марта 2021 г. с 1 января 2020 г. ей была назначена пенсия в размере 8 794, 15 руб, но выплаты не производились.
Таким образом, за спорный период истцу не была выплачена страховая пенсия в общей сумме 79 147, 35 руб. из расчета: 8794, 15 руб. х 9 месяцев (с февраля по октябрь 2020 года).
Просила суд признать незаконным указанное решение пенсионного органа о прекращении выплаты пенсии; возложить на ответчика обязанность возобновить ей выплату страховой пенсии с 1 февраля 2020 г.; взыскать с ответчика в ее пользу недополученную страховую пенсию в размере 79 147, 35 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 8 июля 2021 г. исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение ответчика от 15 января 2020 г. N о прекращении выплаты пенсии Г.М.А, возложил на ответчика обязанность возобновить выплату Г.М.А. страховой пенсии с 1 февраля 2020 г, взыскал с ответчика в пользу истца недополученную страховую пенсию в размере 79 147, 35 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 сентября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает что, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, в соответствии с решением УПФР в г.Кемерово от 18 октября 2019 г. N истцу была назначена страховая пенсия по старости на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Согласно предварительному расчету стажа, имеющемуся в материалах пенсионного дела, стаж истца составлял 8 лет 1 месяц 10 дней. Вместе с тем, решением УПФР в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 15 января 2020 г. N истцу с 1 февраля 2020 г. прекращена выплата пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (в наличии 6 лет 2 месяца 19 дней, при требуемом 8 лет).
Прекращая выплату истцу пенсии, ответчик исходил из того, что истец по имеющимся сведениям постоянно проживает на территории Российской Федерации только с 10 августа 2007 г, сославшись на положения ст. 4 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшей в спорный период работы истца, предусматривающей, что право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имеют только те иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации).
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 30 сентября 2020 г, вступившим в законную силу 3 ноября 2020 г, был установлен факт проживания истца на территории Российской Федерации с октября 1996 года по 5 февраля 2005 г.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемом решении от 15 января 2020 г. о прекращении выплаты пенсии не указаны конкретные основания, предусмотренные ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, каких-либо документов или обстоятельств, опровергающих достоверность представленных Г.М.А. сведений, при принятии оспариваемого решения, у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из государств - бывших республик СССР, не заключивших двустороннего соглашения с Российской Федерацией (в частности, Азербайджанская Республика), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом документы, представленные для назначения пенсии, должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предусмотренными Российским законодательством.
С 1 января 2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости на общих основаниях имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, которые определяются с учетом переходных положений ст. 35 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400- ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В страховой стаж, наравне с периодами работы, засчитываются периоды, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет. В случае совпадения по времени периодов работы и иных периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Согласно положениям ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 1 января 2015 г. и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета либо документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктом 61 названных Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N10-П).
Суды пришли к правильному выводу о том, что согласно нормативным положениям об основаниях и о порядке прекращения пенсионным органом выплаты гражданину страховой пенсии, а также исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, именно пенсионный орган обязан доказать наличие установленного п. 3 ч. 1 ст.25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основания для прекращения выплаты страховой пенсии истцу (утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию в связи с обнаружением обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию), поскольку таких доказательств представлено не было, права истца на пенсионное обеспечение, которое было назначено решением ответчика от 18 октября 2019 г, не могут быть ограничены ошибочными действиями самого ответчика, так как после вынесения решения о назначении пенсии каких-либо сведений ответчик у истца не запрашивал.
Кроме того, суды верно учли, что вступившим в законную силу решением Березовского городского суда Кемеровской области от 30 сентября 2020 г. установлен факт проживания истца на территории Российской Федерации с октября 1996 года по 5 февраля 2005 г, и правомерность предоставленных Г.М.А. документов для получения пенсии подтверждена вступившим в законную силу решением суда.
Действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии истца в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению истца источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.
Установив, что выплата пенсии истцу была прекращена незаконно, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассатора о несогласии с выводами судов основаны на субъективном толковании указанных норм права, что не может послужить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам кассатора, судами установлены все юридически значимые обстоятельства, дана оценка всем представленным доказательствам в совокупности, выводы судов подробно мотивированы со ссылками на нормы права.
Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.