Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0046-01-2020-003103-38 (N2-524/2021) по иску Е.Н.П. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Е.Н.П. на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 11 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Е.Н.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) (далее- УФПР в Свердловском районе г. Красноярска) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обосновании исковых требований указал, что он является получателем пенсии по старости с 22 января 2016 г, с размером пенсии он не согласен, полагает, что пенсионным органом неверно произведен расчет пенсии, поскольку при определении размера пенсии не был учтен период его работы с 1 января 2002 г. по 22 января 2016г.
Просил суд с учетом уточнений возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения в общий стаж периода работы с 1 января 2002 г. по 22 января 2016 г.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 11 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июня 2021 г. решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 11 января 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Е.Н.П. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, просит принять новое решение об удовлетворении иска.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает что, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Е.Н.П. с 22 января 2016 г. установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Е.Н.П. обратился с заявлением к ответчику с просьбой предоставить ему полный и мотивированный ответ с расчетом размера его пенсии.
На письменное обращение истца, УПФР в Свердловском районе г. Красноярска направлен ответ от 31 января 2020 г, в котором указано, что расчет пенсии истца произведен верно, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400, предоставлен подробный расчет.
Не согласившись с данным ответом, считая, что размер пенсии ему занижен, так как при назначении пенсии пенсионным органом не учтен период работы с 1 января 2002 г. по 22 января 2016 г, истец обратился с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил, что нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено, размер пенсии Е.Н.П. рассчитывался в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства и по наиболее выгодному для него варианту. Расчетный размер страховой пенсии по старости, за периоды работы, имевшие место до 1 января 2015 г, исчисляется с учетом норм и положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи. При этом выбирается наиболее выгодный для пенсионера вариант. Расчет пенсии истца произведен ответчиком с учетом положений п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер пенсии зависит от общего трудового стажа, учитываемого в календарном порядке за периоды работы по состоянию на 1 января 2002 г, отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране, а также суммы страховых взносов за периоды работы после 1 января 2002 г, начисленных работодателем для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Суд апелляционной инстанции проверяя решение суда первой инстанции, установил, что для определения расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г. (по наиболее выгодному для истца варианту в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) учтен общий трудовой стаж истца в календарном порядке - 26 лет 09 месяцев 18 дней, при требуемом для мужчин 25 лет, страховой стаж составил 37 лет 06 месяцев; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации верно учтено - 1, 2; сумма валоризации расчетного пенсионного капитала в соответствии со ст. 30.1 указанного Федерального закона составила 27%. При установлении размера пенсии учтены страховые взносы, начисленные за Е.Н.П. страхователем (работодателем) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за периоды с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. в размере 352 640, 56 руб, индивидуальный пенсионный коэффициент - 101, 300, в том числе за период до 1 января 2015 г. - 98, 987, после 1 января 2015 г. - 2, 313.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что размер пенсии истца по состоянию на дату назначения пенсии (22 января 2016 г.) составил 11 617, 42 руб. (4 383, 58 руб. фиксированная выплата + 7 233, 84 руб. страховая часть пенсии (101, 300 баллов х 71, 41 руб. - стоимость балла с 1 января 2016 г.), с 1 августа 2017 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с учетом индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2017 г. исходя из суммы страховых взносов за 2016 год, неучтенных при установлении пенсии - 22 января 2016 г, с 1 января 2020 г. размер пенсии с учетом произведенной индексации составил 15 766, 33 руб. (5 686, 25 руб. фиксированная выплата + 10 080, 08 руб. страховая часть пенсии (108, 388 баллов х 93 руб. - стоимость балла с 1 января 2020 г.), с 1 августа 2020 г.- 15 835, 34 руб, с 1 января 2021 г. - 16 833, 07 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее- Закон СССР от 14 июня 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ трудовой стаж для расчета пенсии учитывается на 1 января 2002 г. После 1 января 2002 г. учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица. Положения ст. 30, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п. 2 ст. 30 вышеназванного Закона, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Из материалов дела и материалов пенсионного дела следует, что в целях оценки пенсионных прав истца ответчиком исчислен размер пенсии по наиболее выгодному для истца варианту в порядке, установленном п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3.
Проверив расчет пенсии истца, который был подробно приведен ответчиком в возражениях на иск (л.д.32-34), суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Вопреки доводам кассатора, периоды его работы с 9 сентября 1994 г. по 26 декабря 1999 г. учтены пенсионным органом, что следует из материалов дела, повторный учет данного периода в связи с осуществлением истцом предпринимательской деятельности не предусмотрен действующим законодательством, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в случае совпадения по времени периодов работы при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии. То есть, страховой стаж засчитывается календарно, периоды работы, совпадающие по времени, не подлежат суммированию.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком необоснованно отказано в перерасчете размера пенсии исходя из сведений, подтвержденных выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку из материалов дела усматривается, что произведен перерасчет пенсии истца 1 августа 2017 г, 1 августа 2018 г, 1 августа 2019 г. исходя из страховых взносов, начисленных работодателем и отраженных в индивидуальном лицевом счете (в размере не превышающем 3-х пенсионных коэффициентов).
Иные доводы кассационной жалобы были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к выводу о том, что пенсионным органом права истца не нарушены.
Поскольку суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 11 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Е.Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.