Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-31/2021, УИД 84RS0001-01-2020-000869-59 по иску Терентьева Евгения Юрьевича к Федеральному государственному казённому учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" о взыскании заработной платы, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Терентьева Евгения Юрьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Терентьев Е.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казённому учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период работы с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. в размере 42 656, 48 руб, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, судебных расходов в размере 17 000 руб.
В обоснование исковых требований Терентьев Е.Ю. указал, что он с 12 августа 2014 г. работает у ответчика в должности спасателя 3 класса.
В период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. он в составе аварийно-спасательной группы находился в районе реки "Амбарная", где принимал непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 АО "НТЭК" и загрязнением водных объектов.
В счёт оплаты работ при ликвидации чрезвычайной ситуации в вышеуказанный период 11 августа 2020 г. он получил денежные средства в размере 17 179, 58 руб.
С указанным размером Терентьев Е.Ю. не согласен, полагает, что ответчиком неверно произведена оплата его труда, поскольку при расчёте денежной суммы, подлежащей выплате, ответчик самостоятельно, без достаточных на то оснований, уменьшил количество отработанных им часов.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 27 января 2021 г. исковые требования Терентьева Е.Ю. к Федеральному государственному казённому учреждению "Сибирский региональный поисково - спасательный отряд МЧС России" о взыскании заработной платы, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворены частично.
С Федерального государственного казённого учреждения "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в пользу Терентьева Е.Ю. взыскана заработная плата в размере 51 597 рублей 50 копеек, денежная компенсация за несвоевременную невыплату заработной платы по состоянию на 27 января 2021 г. в размере 2 558 рублей 37 копеек и по дату фактической выплаты, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по оказанию юридических услуг в размере 7 000 рублей, а всего 66 155 рублей 87 копеек.
В остальной части иска о взыскании денежной компенсации морального вреда, а также частично требования о взыскании юридических услуг Терентьеву Е.Ю. отказано.
С Федерального государственного казённого учреждения "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2124 рубля 67 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. решение Дудинского районного суда Красноярского края от 27 января 2021 года отменено.
Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Терентьева Е.Ю. к Федеральному государственному казённому учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Терентьев Е.Ю. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Терентьев Е.Ю. с 12 августа 2014 г. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности спасателя поисково-спасательного подразделения Дудинского арктического поисково-спасательного отряда МЧС России (филиал ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России").
Согласно пункту 5.1 трудового договора от 12 августа 2014 г. N и дополнений к нему, работнику установлен должностной оклад в размере 12 454, 46 руб, районный коэффициент в размере 80%, надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера - 80%. Положениями пункта 5.4. работнику установлены выплаты компенсационного характера на постоянной основе. Пунктом 5.3. трудового договора работнику установлены выплаты компенсационного характера за фактическое время выполнения работ, в том числе, за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу Дудинского АПСО МЧС России (филиал ФГКУ "СРПСО МЧС России"): без применения изолирующих средств - из расчёта двойной часовой тарифной ставки за каждый час работы; с применением изолирующих средств - из расчёта четырёхкратной часовой тарифной ставки за каждый час работы (пункт 5.3.1.). За работу в ночное время производится доплата в следующих размерах: за непосредственное участие по ликвидации чрезвычайных ситуаций из расчёта 50% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время; за работу в ночное время доплата из расчета 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время (пункт 5.3.3.).
В целях защиты населения и территорий, ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" и загрязнением водных объектов (р. Далдыкан, р. Амбарная), постановлением правительства Красноярского края от 31 мая 2020 г. N 400-п, с 18:00 31 мая 2020 г. введён режим чрезвычайной ситуации (далее- ЧС) для органов управления и сил муниципальных звеньев г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Территория г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района определены зоной чрезвычайной ситуации.
Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности N от 3 июня 2020 г, на территории городского округа Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации федерального характера и установлен федеральный уровень реагирования.
Приказом заместителя начальника ФГКУ "СРПСО МЧС России" Ярмаркина С.А. от 4 июня 2020 г. N в Дудинском Арктическом ПСО МЧС России (филиал ФГКУ "СРПСО МЧС России" с 09:50 (крек) до особого распоряжения введён режим чрезвычайной ситуации. Начальнику ПСС СРПСО МЧС России, начальнику Дудинского Арктического ПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России" поручено организовать выполнение мероприятий согласно Плану приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время; выделить необходимое оборудование и снаряжение; для доставки личного состава, оборудования и снаряжения в г. Норильск и обратно выделить автотранспорт.
Приказом начальника регионального поисково-спасательного отряда МЧС Росии ФКУ А.Н. Кресан N/ф от 2 июля 2020 г, истец Терентьев Е.Ю, являющийся спасателем 3 класса, в составе группы спасателей в количестве шести человек, был включён в состав дежурной смены и направлен 4 июля 2020 г. в 09:10 (крек) в г. Норильск Красноярского края, район ТЭЦ ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее-АСДНР) Дудинским арктическим поисково-спасательным отрядом МЧС России (пункт 1 приказа). При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в особых условиях, бухгалтерии поручено произвести выплату компенсационного характера, в соответствии с пунктами 67-69 Приложения N приказа МЧС от 14 декабря 2019 г. N, на основании документов, подтверждающих выполнение работ (пункт 9 приказа).
В период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. спасателями вышеуказанной группы в количестве 6 человек, включая Терентьева Е.Ю, был выполнен комплекс АСДНР, что отражено в акте проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и Перечне проведённых работ, являющегося приложением к акту, подписанных руководителем АСДНР Красновым Д.Я. и представителем заявителя Аникеевым Д.А.
Согласно служебной записке начальника отряда Саенко А.В. с просьбой установить надбавку в размере 45 % за непосредственное участие в ликвидации ЧС федерального характера за фактически отработанное время в данных условиях, согласно пункта 2.38 Положения об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России", утверждённого приказом ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N, фактически отработанное истцом время при ликвидации ЧС составило в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. - 159 часов.
Приказом от 10 августа 2020 г. N постановлено выплатить работникам Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России") надбавку за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера в размере 45% оклада за фактически отработанное время в данных условиях. Выплату установить за счёт и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда.
Из расчётного листка Терентьева Е.Ю. за август 2020г. следует, что 11 августа 2020 г. ему была выплачена сумма в размере 17 179, 58 руб. (разовые начисления, межрасчёт). При этом в августе 2020 года начислены доплаты за непосредственное участие в ликвидации ЧС с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. - за 159 час.; за работы с агрессивными жидкостями, а именно дизельным топливом в почве и водоёмах, - за 10 час.
Согласно расчёту задолженности по заработной плате истца, общее время его работы по непосредственному участию в ликвидации ЧС с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. составило 211 час, из них время выполнения работ с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами) - 30 часов, время использования защитного костюма Л-1 при проведении АСДНР - 16 час, которые работодатель в полном объёме не оплатил.
Удовлетворяя заявленные Теретьевым Е.Ю. исковые требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в заявленном истцом размере, суд первой инстанции исходил из выполнения им в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. работы в условиях режима функционирования чрезвычайной ситуации федерального характера, аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, которые заключались в перевозке, установке и снятии боновых заграждений, доставке людей и необходимого оборудования, перевозке, рассыпке и сбора сорбента, а также иных служебных обязанностей в период отсутствия работ на выезде. В этой связи суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оплата труда истцу должна быть произведена согласно тем сведениям о времени и характере проделанной работы, которые были представлены спасателем Чудаковым С.М, где фактически отработанное в указанный период Терентьевым Е.Ю. время указано в количестве 211 часов, критически оценив служебную записку начальника отряда Саенко А.В. и представленные в бухгалтерию ФГКУ "СРПСО МЧС России" табели учёта рабочего времени, в которых фактически отработанное истцом время снижено до 159 час. в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г, и на основании которых была произведена оплата труда, указав, что данные документы противоречат другим представленным в деле доказательствам, при этом фактически отработанное истцом время было снижено ответчиком произвольно, без достаточных на то оснований и ничем не подтверждено.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы представителя ответчика о том, что представленные истцом для оплаты документы не соответствуют установленным образцам отчётных документов, указав, что Чудаков С.М. в период проведения АСДНР на месте ЧС по указанию АСГ Краснова Д.Я. вёл учёт времени выполнения служебных обязанностей на выезде, времени проведения АСДНР, в том числе непосредственного участия в ликвидации ЧС в ночное время, времени работы в особых условиях, с применением изолирующих средств, кроме того, сведения о времени и характере проделанной работы ежедневно передавал в ФГКУ "СРПСО МЧС России", которые были приняты ответчиком, и работодателю было известно о проделанной членами группы работе.
Отклоняя доводы ответчика о применении истцом по собственной инициативе изолирующего средства - защитного костюма Л-1 при выполнении работ по сбору сорбирующих веществ, суд первой инстанции исходил из недоказанности отсутствия такого распоряжения работодателя, а также показаний в судебном заседании свидетеля К. о необходимости использования данного костюма спасателями, в том числе Терентьевым Е.Ю, на что не требовалось каких-либо согласований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проверив расчёт истца и признав его правильным, взыскал с ФГКУ "СРПСО МЧС России" в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 51 597, 50 руб, денежную компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы по состоянию на 27 января 2021 г. в сумме 2 558, 37 руб, компенсацию морального вреда за установленный факт нарушения трудовых прав работника в размере 5 000 руб. и расходы по оказанию юридических услуг в размере 7 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ФГКУ "СРПСО МЧС России", не согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда основаны на основании неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 22, 129, 135, 146, 147, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", пришёл к выводу о том, что истцу была произведена оплата труда и выплачены компенсационные выплаты, начисленные в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 14 декабря 2019 N, исходя из объёма и характера выполненных работ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г. в размере 17 179, 58 руб, что подтверждено документально, на основании служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России") Саенко А.В. "О направлении документов" от 6 августа 2020 г. с приложением копий наряда-задания, табеля учёта рабочего времени при проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, подписанных руководителем аварийно-спасательной группы Красновым Д.Я.; копией служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "СРПСО МЧС России") Саенко А.В. "Об установлении надбавки за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации" от 6 августа 2020 г, а кроме того, выплачена заработная плата согласно основному табелю учёта рабочего времени за общее количество отработанных часов за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец был включён в состав дежурной смены и направлен для проведения аварийно-спасательных работ в г..Норильск, район ТЭЦ ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на основании приказа от 2 июля 2020 ш. N-ф, в пункте 4 которого указано Краснову Д.Я. по окончании аварийно-спасательных работ и других неотложных работ представить отчёт в установленном порядке, а бухгалтерии приказано произвести выплату компенсационного характера в соответствии с пунктами 67-69 приложения N приказа от 14 декабря 2019 г..N на основании документов, подтверждающих выполнение работ. Чудаков С.М. не являлся лицом, ответственным и полномочным за ведение табеля, а входил в состав спасателей, которому руководитель группы Краснов Д.Я. поручил вести учёт рабочего времени спасателей, однако обязанности составлять и подписывать табели учёта рабочего времени при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на Чудакова С.М. работодателем возложено не было. Время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, время непосредственного участия в ликвидации чрезвычайной ситуации в ночное время, время работы в особых условиях без изолирующих средств в табелях учёта рабочего времени, составленных спасателем Чудаковым С.М, было определено неверно, часы работы в особых условиях были завышены, а выполнение истцом работы с применением изолирующих средств не соответствовало действительности. Чудаков С.М, являясь неуполномоченным лицом на составление и подписание табеля учета рабочего времени, самостоятельно, по своему усмотрению, отнёс проведение тех или иных работ, фактически выполняемых спасателями, к работам в особых условиях, без применения защитных средств и с применением защитных средств, а также самостоятельно определилвремя выполнения спасателями аварийно-спасательных и других неотложных работ и время непосредственного их участия в ликвидации чрезвычайной ситуации.
При этом, Чудаковым С.М. всё время выполнения спасателями служебных обязанностей в период с 4 июля 2020 г..по 17 июля 2020 г..отнесено к непосредственному участию в ликвидации чрезвычайной ситуации, в то время как согласно пункту 3 Положения по учёту рабочего времени граждан, принятых в профессионально-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утверждённого постановлением Минтруда РСФСР от 8 июня 1998 г..N 23, предусмотрен отдельный учёт в составе рабочего времени спасателей: - время выполнения спасательных работ в нормальных условиях; - время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах, в соответствии с действующими условиями оплаты труда; - время выполнения работ в повседневной деятельности.
При этом в время выполнения спасательных работ в нормальных условиях входит как время проведения поисково - спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково - спасательных работ), так и время подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей. Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ и до момента их окончания.
Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учета аварийно - спасательных работ. Ответственность за правильность учёта выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно - спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учета аварийно - спасательных работ составляется табель учёта отработанного времени.
Также суд апелляционной инстанции исходил из того, что нефтепродукт - дизельное топливо, разлив которого произошёл в зоне ликвидации чрезвычайной ситуации, в соответствии с СН245-71 и ГОСТ 12.1.007-76 не относится к сильнодействующим ядовитым веществам, а относится к вредным веществам, которые по степени воздействия на организм человека относятся к четвёртой группе и являются малоопасными, в связи с чем основания для взыскания повышенной оплаты истцу за 30 часов работы (13, 5 + 16, 5) в соответствии с пунктами 68, 68.9 приложения N к приказу МЧС России от 14 декабря 2019г. N за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях без применения изолирующих средств - из расчёта пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции учёл, что истец, кроме работ на выезде, непосредственно связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, выполнял служебные обязанности в лагере, занимался перевозкой людей, доставкой и рассыпкой сорбента, доставкой оборудования, установкой и снятием боновых заграждений, которые не связаны с работой с сильнодействующими и ядовитыми веществами и не влекут риска для жизни и здоровья истца, в связи с чем пришёл к выводу о том, что они не могут быть отнесены к работам в особых условиях и не могут быть оплачены в повышенном размере.
Также суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о взыскании повышенной оплаты 16 часов работы при проведении аварийно-спасательных работ в особых условиях с применением химического изолирующего костюма Л-1 из расчёта десятикратной часовой ставки за каждый час работы, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в местах проведения работ вредных и опасных факторов в виде превышенных ПДК вредных и опасных веществ, при этом из показаний свидетелей и обстоятельств дела следует, что спасатели использовали защитные костюмы Л-1 (не полный комплект) с целью защиты одежды от загрязнения дизельным топливом, без защиты органов дыхания.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу абзаца 7 части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частями первой, второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", определяя общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В соответствии со статьёй 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учёта рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учётный период не может превышать одного года.
В связи с особым режимом труда в зависимости от конкретных условий спасателя устанавливается суммированный учёт рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более, чем за год.
Положением по учёту рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утверждённым Постановлением Минтруда России от 8 июня 1998 г. N 23, предусмотрено, что время выполнения спасательных работ в нормальных условиях состоит из: времени проведения поисково - спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково - спасательных работ), времени нахождения спасателей в пути от места сбора до места происшествия, времени проведения инструктажа по технике безопасности и подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей в соответствии с медицинскими показаниями при проведении ими работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ до момента их окончания.
В составе времени выполнения спасателями работ в повседневной деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств и т.д. учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, медицинские обследования (плановые, предэкспедиционные, текущие, послеэкспедиционные), работы по обслуживанию техники и снаряжения.
Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учёта аварийно - спасательных работ. Ответственность за правильность учёта выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно - спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учёта аварийно - спасательных работ составляется табель учёта отработанного времени.
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", наряду с другими нормативными актами утверждены "Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" (приложение N).
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (пункт 5 приложения N Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N).
Выплаты компенсационного характера работникам устанавливаются приказами руководителей органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, наделённых полномочиями работодателя (далее - руководители), на основании документов, подтверждающих выполнение работ. Основанием для осуществления выплат компенсационного характера руководителям являются приказы должностных лиц, наделённых в отношении руководителей полномочиями работодателя (пункт 7 приложения N Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N).
Пунктами 19, 52 раздела II "Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных" приложения N Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N предусмотрено, что работникам за каждый час работы в ночное время производится доплата в следующем размере: работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций из расчёта 50 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время; работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций выплачивается надбавка в размере до 45 процентов оклада (тарифной ставки).
В соответствии с пунктом 67 раздела V "Выплаты работникам за работу с тяжёлыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" приложения N Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N работникам производится выплата за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях: а) без применения изолирующих средств - из расчёта пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы; б) с применением изолирующих средств - из расчёта десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы.
Пунктами 68, 68.9, 69, 69.6 раздела V "Выплаты работникам за работу с тяжёлыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" приложения N Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N предусмотрено, что под аварийно-спасательными работами, проводимыми в особых условиях, понимается, помимо прочего, работа с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами). Под изолирующими средствами, при работе в которых за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях, производится выплата из расчёта десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, понимаются: химические изолирующие костюмы (Л-1, КИО-2М, ИК-АЖ, Треллеборг и другие аналогичные костюмы).
Образцы отчётных документов установлены приказом "СРПСО МЧС России" от 28 апреля 2020 г. N "О введении в действие образцов отчётных документов, разрабатываемых при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возникновения чрезвычайной ситуации (происшествия) в режиме повседневной деятельности".
Оплата труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России" осуществляется в соответствии с Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", а также в соответствии с Положением "Об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России", утверждённым приказом начальника регионального поисково-спасательного отряда от 28 февраля 2020 г. N.
Согласно подпункту "е" пункта 2.38 Положения об оплате труда работников ФГКУ "СРПСО МЧС России", утверждённого приказом ФГКУ "СРПСО МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N, работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций выплачивается надбавка в размере 45% оклада (тарифной ставки) за фактически отработанное время в данных условиях - при участии в ликвидации ЧС федерального характера 45%.
Руководствуясь приведённым правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, проверив расчёт компенсационных выплат, начисленных ответчиком Терентьеву Е.Ю. за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации за период с 4 июля 2020 г. по 17 июля 2020 г, с учётом объема и характера выполненных им работ, установив, что истцу произведена оплата труда и выплачены компенсационные выплаты, начисленные в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N, исходя из объёма и характера выполненных им работ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Терентьева Е.Ю.
Доводы кассационной жалобы Терентьева Е.Ю. о наличии оснований для взыскания в его пользу невыплаченных денежных средств за выполненные работы при ликвидации чрезвычайной ситуации, основанием для отмены обжалуемого судебного постановления не являются, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 ГПК РФ).
Вопреки доводам жалобы суд апелляционной инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом апелляционной инстанции установлены правильно, выводы суда апелляционной инстанции не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом апелляционной инстанции приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Терентьева Е.Ю, подробно изложены в тексте обжалуемого апелляционного определения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Терентьева Евгения Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.