N 88-20241/2021
г. Кемерово 29 ноября 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.
рассмотрел гражданское дело N 2-574/2021, УИД 42MS0008-01-2021-000839-45 по иску Государственного казённого учреждения Центра занятости населения г. Белово к Деменковой Светлане Александровне о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Государственного казённого учреждения Центра занятости населения г. Белово на решение мирового судьи судебного участка N 4 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 26 мая 2021 г. и апелляционное определение Беловского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2021 г.
установил:
Государственное казённое учреждение Центр занятости населения города Белово (далее - ГКУ ЦЗН г. Белово) обратилось в суд с иском к Деменковой С.А. о взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований ГКУ ЦЗН г. Белово указало, что Деменкова С.А. обратилась в Центр занятости населения г. Белово для постановки на регистрационный учёт в качестве безработного и получения пособия по безработице, через ЕПГУ (Госуслуги) 19 июня 2020 г. подано заявление на выплату пособия по безработице.
Деменкова С.А. была признана безработной с 19 июня 2020 г. и ей было назначено пособие по безработице с 19 июня 2020 г. по 24 июля 2020 г. в размере 11 850 руб. в месяц, с 25 июля 2020 г. по 31 июля 2020 г. в размере 8850 руб. в месяц, с 1 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 1950 руб. в месяц
3 августа 2020 г. через Интерактивный портал министерства труда и занятости населения Кузбасса от Деменковой С.А. поступили копии документов: паспорт и свидетельство о регистрации по месту пребывания N, согласно которым она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес". По месту жительства регистрация отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Деменкова С.А. в заявлении на выплату пособия по безработице в качестве места жительства указала место своего пребывания, тем самым предоставила в службу занятости населения недостоверные сведения. Поскольку Деменковой С.А. были предоставлены недостоверные сведения о месте жительства, она не имела права получать пособие по безработице за период с 19 июня 2020 г. по 29 июня 2020 г. в размере 4345 руб.
13 августа 2020 г. Деменковой С.А. было направлено требование о добровольном возврате финансовых средств, полученных незаконным путём в срок до 30 сентября 2020 г.
ГКУ ЦЗН г. Белово просит взыскать с Деменковой С.А. в пользу ГКУ ЦЗН г. Белово незаконно полученное пособие по безработице за период с 19 июня 2020 г. по 29 июня 2020 г. в размере 4345 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 4 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 26 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Беловского городского суда от 26 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований ГКУ ЦЗН г. Белово о взыскании с Деменковой С.А. незаконно полученного пособия по безработице за период с 19 июня 2020 г. по 29 июня 2020 г. в размере 4345 руб. отказано.
В поданной ГКУ ЦЗН г. Белово кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 4 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 26 мая 2021 г, апелляционного определения Беловского городского суда от 26 июля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящие кассационные жалобы рассматриваются в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из обжалуемых судебных постановлений, таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Деменковой С.А. 19 июня 2020 г. в Центр занятости населения г. Белово).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с пунктом 1 Временных правил, данные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утверждённой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации пункт 2 Временных правил).
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).
Центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния"; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчёт ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4(1) Временных правил).
При неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (пункт4(3) Временных правил).
В силу абзаца второго статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации является обязанностью граждан Российской Федерации.
Под местом пребывания в соответствии с абзацами седьмым и восьмым статьи 2 названного Закона следует понимать, в том числе, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, а под местом жительства - жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 июня 2020 г. через единый портал государственных услуг Деменковой С.А. подано заявление в службу занятости населения г. Белово на выплату пособия по безработице, в котором она указала адрес места жительства (пребывания) - "адрес".
Приказом ГКУ ЦЗН г. Белово Деменкова С.А. признана безработной с 19 июня 2020 г. и ей назначено пособие по безработице на период с 19 июня 2020 г. по 24 июля 2020 г. в размере 11 850 руб. в месяц, с 25 июля 2020 г. по 31 июля 2020 г. в размере 8850 руб. в месяц, с 1 августа 2020 г. по 31 августа 2020 г. в размере 4950 руб. в месяц, с 1 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 1950 руб. в месяц.
3 августа 2020 г. приказами ГКУ ЦЗН г. Белово выплата пособия по безработице Деменковой С.А. прекращена с одновременным снятием с учёта в качестве безработного с 19 июня 2020 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путём.
Причиной снятия Деменковой С.А. с учёта в качестве безработного послужил указанный ею в заявлении адрес места пребывания: "адрес", в период с 11 июня 2020 г. по 11 июня 2025 г.
Согласно свидетельству N о регистрации Деменкова С.А. зарегистрирована по месту пребывания: "адрес", в период с 11 июня 2020 г. по 11 июня 2025 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ГКУ ЦЗН г. Белово исковых требований о взыскании с Деменковой С.А. незаконно полученного пособия по безработице, мировой судья, установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведёнными нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям, пришёл к выводу о том, что оснований для признания действий Деменковой С.А, направленными на получение пособия обманным путём, не имеется. Деменковой С.А. не предоставлялись в ГКУ ЦЗН г. Белово какие-либо ложные сведения, касающиеся наличия у неё права на приобретение статуса безработного и получение пособия по безработице как такового.
При этом мировой судья исходил из того, что на момент обращения в ГКУ ЦЗН г. Белово, Деменкова С.А, будучи не трудоустроенной, имея регистрацию по месту жительства, расположенному по адресу: "адрес", предоставила в ГКУ ЦЗН г. Белово необходимый пакет документов, поименованных в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", пункте 4 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 в целях содействия органов службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройства. Регистрация по месту жительству или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Мировой судья пришёл к выводу о том, что само по себе указание Деменковой С.А. сведений о месте своего фактического проживания, по которому имеет регистрацию с 11 июня 2020 г. по 11 июня 2025 г. в заявлении по форме, утверждённой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу достоверности таких сведений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что Деменкова С.А. в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в качестве места жительства указала своё место пребывания, тем самым предоставила в службу занятости недостоверную информацию, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 4 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 26 мая 2021 г. и апелляционное определение Беловского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казённого учреждения Центра занятости населения г. Белово - без удовлетворения.
Судья: С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.